Рязанов выпустил “Андерсена”

Горе и радости великого сказочника

4 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 153

72-й сезон Дома кино, несмотря ни на что, стартовал новой картиной Эльдара Рязанова “Андерсен. Жизнь без любви”. Важность исторического момента подчеркивал серьезный билетный контролер, который встречал всех фразой: “Фильм длинный, два с половиной часа. Аккуратно с детьми…” Но гости, в том числе композиторы Лариса Рубальская, Александр Журбин и отец “Ералаша” Борис Грачевский, не пугались. Припозднившимся, как в старые времена, пришлось сидеть на ступеньках в проходе.


— Я боялся, что нас будет больше, чем вас, — начал представление съемочной группы режиссер. — Для меня очень важно, что сегодня мы встретились именно в Доме кино, где прошло большинство моих премьер. “Андерсен. Жизнь без любви” — это целый кинороман — большой, длинный, скучный и неинтересный. Картина — итог жизни. Она в наибольшей степени исповедальная.

Супруга режиссера, Эмма Валерьяновна, подсказывала из зала Эльдару Александровичу имена членов съемочной группы, на что тот незамедлительно отреагировал:

— Вы думаете, это я снимаю? Да я все делаю под суфляж! Эпизод с шапкой в “Гараже” помните? Это все жена. Она за мной постоянно следит, чтобы руки в карманах не держал.

Операторов-постановщиков было два: Евгений Гуслинский и Вадим Алисов. Композитор — Алексей Рыбников. Сценарий же написал сам Эльдар Александрович в соавторстве с Ираклием Квирикадзе.

— Все те хорошие слова, что я говорил этим людям, я автоматически отношу и к себе, — закончил Рязанов.

“Андерсен...” — не просто биография гениального сказочника. Действие постоянно кочует из настоящего в будущее и обратно, то и дело прерываясь очередной сказкой писателя. Что интересно, в них появляются те же люди, что окружают Андерсена в реальной жизни, но уже в другом обличье. Неразделенная любовь писателя шведская певица Дженни Линд (Евгения Крюкова) превращается в наказанную за свое тщеславие принцессу в сказке “Свинопас”. Дочь адмирала Генриетта (Алена Бабенко), безответно любящая Андерсена, оказывается его женой, королевой, в своеобразном путешествии во времени в 1940 год, где Андерсен — король Дании. Сам же Андерсен (его играют сразу три актера: Иван Харатьян — в детстве, Стас Рядинский — в юношестве и Сергей Мигицко — в зрелом возрасте) в своих сказках отдает себе роли героев, обласканных вниманием и любовью женщин. Так он на бумаге восполняет то, чего не имел в жизни. А в жизни очень долго были только унижения, голод, сестра-проститутка (Галина Тюнина), мать-сумасшедшая (Оксана Мысина) и долгий путь к признанию. Замечательны роли Олега Табакова, сыгравшего ректора гимназии, и Вячеслава Тихонова, появившегося в картине в образе “человека с добрым лицом, с нимбом на голове”. Одну небольшую роль по традиции сыграл и сам Рязанов. Это хозяин мастерской, делавшей гроб для Андерсена. На реплику: “Можете сами лечь в гроб, проверить”, — герой Рязанова отвечает символично:

— Спасибо, не надо. Я не тороплюсь.

В фильме с блеском удалось воссоздать целую эпоху и страну — и это при том, что ни одного эпизода не было снято в самой Дании. Отдельного слова заслуживают костюмы. На их пошив ушло около 300 тысяч долларов.

Корр. “МК” поздравил после фильма актера Стаса Рядинского с его первой ролью в кино, а тот поделился самым сокровенным:

— Я чувствовал большую ответственность и даже обращался с чем-то вроде молитв к Хансу Кристиану Андерсену, чтобы он помог мне сыграть эту роль. У меня висит его портрет над кроватью, так что мне было очень важно не опорочить это имя. Мне кажется, я его не подвел.




    Партнеры