Семь кругов яда

Отравления — историческая “забава” человечества

Так уж повелось с древних времен, что яд служит одним из самых действенных способов борьбы с конкурентами или врагами. Причем используют его во всех странах мира. Сейчас, конечно, страсти немного поутихли, хотя нет-нет, да и вспыхивает где-то громкий скандал с очередным отравлением. Мы решили напомнить о самых громких отравлениях в мире и в России, чтобы понять, насколько этот способ устранения неугодных распространен в нашей и других странах.


Яды — это химические вещества, способные при попадании в организм вызывать отравление или смерть. Существует много способов проникновения яда в организм человека: через рот, легкие или кожу.

В большинстве случаев существует противоядие. Но для того, чтобы оно сработало, нужно прежде всего определить, чем отравлен человек. Иногда на это просто нет времени. В древности и в Средние века, чтобы избежать быстрых и тяжких последствий, многие царские и сановные особы с малолетства принимали различные яды в крошечных дозах, постепенно их увеличивая. Таким образом вырабатывался иммунитет на различные группы ядов. А поскольку отравление как способ борьбы с конкурентами было очень развито, мера предосторожности была отнюдь не лишней и не раз спасала претендентов на престол.

Даже на современном уровне развития науки бывает крайне сложно определить сам факт отравления. Перитонит и острое несварение желудка по симптомам похожи на отравление кислотами и соединениями металлов; апоплексия, эпилепсия и кровоизлияние в мозг — на отравление наркотиками.

Травить — и никаких гвоздей…

Конкурентов травили всегда. Эллины даже имели “государственный яд” — цикуту, которым убивали преступников в Афинах. В Риме уважаемый приговоренный, как правило, принимал от властей отвар болиголова или аконита. А насильственные отравления зафиксированы в Риме в 331 г. до н.э. Кстати, из-за боязни отравлений возник и обычай чокаться, чтобы вино переливалось из одной чаши в другую, что показывало — хозяин не боится быть отравленным.

Отравлениями прославилась итальянская знатная семья Борджиа, добивавшаяся в XV веке папского престола. Их грозным оружием был яд “кантареллой”, содержавший, по мнению специалистов, мышьяк, соли меди и фосфор. “Знамя” этой семьи подхватили Медичи. Особенно стала известна Екатерина, жена короля Генриха II. Екатерину считают виновницей смерти королевы Наваррской Жанны д’Альбре, которую, по одной из версий, отравили с помощью надушенных перчаток.

XIX век положил начало новой эпохе отравлений, после того как из дурманящих и ядовитых растений научились выделять действующее начало. Ученым-криминалистам пришлось осваивать новый пласт растительных алкалоидов, оставив привычные минеральные яды. Мировые войны XX века стали активатором поиска лечебных препаратов от нервных расстройств и депрессии. Появились транквилизаторы.

В 1960 году ЦРУ, готовясь к устранению президента Конго Патриса Лумумбы, собиралось использовать яд. Иозеф Шайдер, специалист ЦРУ по химическим препаратам и ядам, получил задание выбрать и отправить в Леопольдвиль биологическое средство, которое вызовет смертельное заболевание, похожее на одну из часто встречающихся местных болезней.

Бывший директор ЦРУ Колби рассказывал о неком “плане Наоми”. Была выработана программа стоимостью $3 млн. по созданию такой “комплексной группы ядов”, которые способны вызывать все заболевания, начиная с тяжелого поноса, шизофрении и потери памяти до полного паралича и смерти. Наибольшую сенсацию вызвала пропавшая со склада ЦРУ в конце 1975 года пробирка, в которой находился химический материал, получивший название “ракушечный яд”, который в микроскопических дозах способен вызывать гибель всего живого. Сенатской комиссии США было показано также действующее бесшумное оружие, которое выстреливает отравленную ядом стрелу — иголку. И яд, и наконечник стрелы растворяются в организме, так что не остается никакого следа. Упоминали о прогулочных тростях и зонтиках, которые также пускают стрелы; об электрической лампочке, которая, когда ее зажигают, выделяет в воздух комнаты ядовитый газ; о пуговице, которая, пришитая на одежду, может странствовать из одной страны в другую, но на самом деле это не пуговица, а ядовитая таблетка огромной силы; говорилось также об “остроумном” аппарате, который в момент запуска автомобиля впрыскивает в салон машины ядовитый газ. Шла речь и о “невидимом дорожном знаке”, а на самом деле аэрозольном устройстве, которое систематически опрыскивает шоссе и железнодорожные рельсы возбудителями болезней, и проходящие мимо транспортные средства увозят на своих колесах опасные бактерии на большие расстояния...

В 1997 году в столице Иордании Аммане агенты израильской разведки попытались отравить (влив яд в ухо) Халеда Мешаля, одного из лидеров террористической организации “Хамас”. Агенты были схвачены, и, чтобы освободить их, Израиль согласился предоставить Мешалю противоядие.

Современные отравляющие вещества почти невозможно обнаружить. Они быстро разлагаются в организме. Их знают только страны-производители, а такими секретами разведчики делиться не торопятся даже с союзниками. Часто симптомы отравления маскируются под обычные болезни. По мнению специалистов, в дальнейшем будут развиваться селективные яды, смертельные для определенного типа генома человека. Ведь получить его генетический материал не так сложно. Для всех остальных такой яд не будет представлять абсолютно никакой опасности.

От Ленина к Хаттабу

За семью печатями хранилась тайна создания в 1920 году “специального кабинета”. Так называли токсикологическую лабораторию при председателе Совнаркома Ленине. Первым начальником “специального кабинета” был профессор медицины Игнатий Казаков. Он с коллегами был арестован по делу “злодейских отравлений” председателя ОГПУ Менжинского, председателя ВСНХ Куйбышева и писателя Горького.

Его “наследник” Майрановский изучал “влияние смертоносных газов и ядов на злокачественные опухоли”. В Варсонофьевском переулке было здание, примыкавшее к внутренней тюрьме НКВД по Большой Лубянке. Там и была спецкамера, где испытывали яды на приговоренных. Главная цель исследований — производство таких ядов, которые не оставляли бы следов в организме человека. Так был создан карбиламинхолинхлорид — К-2. От его инъекции человек умирал за 15 минут. Тихо и быстро. Официально лабораторию расформировали в 1951 году, но исследования не прекратились.

Сбежавший в США генерал КГБ Олег Калугин признался, что участвовал в убийстве болгарского писателя-диссидента Маркова в Лондоне в 1978 году. Болгарина убили уколом наконечника зонтика, через который ввели яд рицин. Так же пытались отравить другого болгарского диссидента Владимира Костова и двойного агента ЦРУ и КГБ Бориса Коржака.

Впрочем, в недавней истории России были и курьезные случаи. Несколько лет назад вся пресса заговорила об отравлении премьер-министра Чечни Анатолия Попова. Якобы его пытались отравить ракетным топливом — гептилом. Медицинские анализы показали, что в организме Попова содержатся остатки яда, разрушающего печень. Примером такого яда как раз и является гептил. Позже выяснилось, что Попов получил банальное пищевое отравление.

А одно из самых последних громких и необычных отравлений в России — ликвидация с помощью пропитанного ядом письма международного террориста Амира Хаттаба.

Впрочем, статистика говорит сама за себя.


ИЗ ДОСЬЕ “МК”: ГРОМКИЕ ОТРАВЛЕНИЯ 1994—2006 гг.

— Ноябрь 1994 г. — сильнейшее отравление мышьяком получил главный экономист Центробанка РФ Михаил Смирнов.

— Март 1995 г. — москвичка Екатерина Лисичкина, работавшая лаборантом в Медицинской академии им. Сеченова, отравила таллием своего бывшего мужа, его беременную жену и двух дочерей. Суд приговорил Лисичкину к 15 годам лишения свободы.

— Август 1995 г. — от отравления неизвестным ядом скончался председатель “Круглого стола бизнеса России”, председатель правления Росбизнесбанка Иван Кивелиди. Одновременно умерла его секретарь Зара Исмаилова. Киллер обмазал телефонную трубку в кабинете банкира сильнейшим отравляющим веществом синтетического происхождения.

— 19 апреля 2002 г. — в Чечне после прочтения письма, обработанного сильнодействующим ядом, умер террорист Хаттаб. По заявлению ЦОС ФСБ РФ, Хаттаб был ликвидирован в результате “тщательно спланированной спецоперации, обстоятельства которой будут рассекречены не ранее, чем через 10 лет”.

— Июль 2003 г. — скончался заместитель главного редактора “Новой газеты”, депутат Госдумы Юрий Щекочихин, госпитализированный в ЦКБ с инсультом. Многие коллеги Щекочихина подозревали, что его отравили.

— Сентябрь 2003 г. — в Новосибирске от отравления неизвестным ядом умер известный боксер Андрей Козловский.

— Май 2004 г. — солдат-срочник Виталий Смирнов, служивший в воинской части в Амурской области, желая отомстить “дедам”, подсыпал в сахар таллий. 25 человек получили тяжелые отравления, один скончался. Суд приговорил Смирнова к 7 годам заключения.

— Июнь 2004 г. — представитель президента Чеченской Республики Ичкерия в Грузии Хизри Алдамов, его сын и племянник были доставлены в больницу с диагнозом “отравление”. Машина Алдамовых была обработана отравляющим веществом, содержащим фосфор.

— Сентябрь 2004 г. — генпрокуратура Украины возбудила дело по факту отравления кандидата в президенты страны Виктора Ющенко.

— Сентябрь 2004 г. — в Санкт-Петербурге умер гендиректор частного охранного предприятия “Балтик-эскорт” Роман Цепов. Причиной смерти стало отравление лекарством, применяемым при лечении лейкемии. Фирма, возглавляемая Цеповым, в середине 90-х годов занималась охраной руководства города, в том числе мэра Анатолия Собчака и его зама Владимира Путина. Убийство расследуется до сих пор.

— Ноябрь 2006 г. — в Лондоне от отравления радиоактивным изотопом полоний-210 скончался бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру