Новое ярмо на старые шеи?

Каковы истинные цели “дачной амнистии”

Со дня рождения “дачной амнистии” минуло полтора года, но только сейчас многим становится понятным ее настоящий замысел. Напомним, что идея ее проведения впервые прозвучала в прошлогоднем послании президента Федеральному собранию. Говоря о развитии свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов, Владимир Путин поставил задачу “помочь гражданам легализовать в упрощенном порядке принадлежащие им фактически объекты жилой недвижимости. А именно: гаражи, жилые, садовые дома в различных кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующие земельные участки”.


Инициатива была с воодушевлением воспринята в народе, еще бы — она касалась более 20 миллионов владельцев дач, садовых участков и подсобных хозяйств. Были, правда, отдельные опасения по поводу волокиты с бюрократическим оформлением, однако в данном случае наказ дал сам президент. Какие могут быть сомнения?!

Еще раз на борьбу с бюрократией

До начала “дачной амнистии” оформление огородной и гаражной собственности сопровождалось огромными трудностями. Одна лишь подготовка документов требовала посещения более десятка инстанций, оформления порядка 20 документов и значительных денежных трат — до 15 тысяч рублей, а иногда даже и более означенной суммы. С 1 сентября этого года, то есть с начала действия закона о “дачной амнистии”, процедура регистрации прав собственности на строения приобрела декларативный характер, и единственное, что теперь необходимо сделать для оформления земли, — провести межевание и кадастровый учет участка. Правда, проблему удешевления межевания и составления кадастрового плана закон не решил, но об этом обещало подумать правительство.

Не обошлось без “дачной амнистии” и во время последней прямой линии с президентом. То, что что-то здесь не так, подспудно ощущалось давно, но народ ведь должен не разгадывать властные ребусы, а ходить на работу, воспитывать детей и не забывать о родителях и друзьях. Случайно или нет, но в эфире прозвучал вопрос иркутянки В.Шипагиной президенту: “Устраивает ли вас “дачная амнистия”? Если не устраивает, то чем? Нас — не устраивает”.

Что бы вы ответили на месте президента? Естественно, еще раз объяснили бы, в чем смысл задумки, пообещали разобраться с ненавистными бюрократами. Гарант так и сделал: “Дачная амнистия” была необходима... У нас в стране где-то примерно около 40 миллионов различных участков, точнее, 37,8 миллиона, если мне память не изменяет. Одна треть из них оформлена по старому законодательству: это с правом наследования, пожизненное пользование и так далее. Один миллион участков вообще не оформлен никак. Разумеется, это мешает людям пользоваться и распоряжаться своим имуществом, особенно если речь идет об отчуждении, купле-продаже либо передаче по наследству. И именно поэтому было принято решение о проведении так называемой “дачной амнистии”. Но если вы считаете, что… бюрократия на местах пока не реагирует должным образом на предписания закона — я обязательно поручу представителям президента в регионах, чтобы они занялись контролем исполнения этого закона”.

Вопрос, зачем была нужна “амнистия”, так и остался без ответа. Неужели власть вспомнила о народе? Можно было бы на этом успокоиться, если бы не процессы, которые, на первый взгляд, не имеют к нашей проблеме никакого отношения, но происходят в стране фактически параллельно во времени и пространстве…

Муниципалы переходят в оборону

…В это время в России постепенно вступает в силу краеугольный для современной российской государственности закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В соответствии с которым вся административная система страны в скором времени должна перейти на новые основы общественного устройства. В основании всей конструкции — муниципальные образования и их представительные органы. Над ними властвуют субъекты Федерации и уже потом федеральная власть.

В наши дни местному самоуправлению передается вся социальная инфраструктура городов и сел — жилищный фонд, местные теплосети, водопроводы, земельные участки, пассажирский транспорт, дороги, даже кладбища. В скором времени практически все вопросы, касающиеся нашей жизнедеятельности, мы будем адресовать органам местного самоуправления, которые кроме всего прочего являются выборными. То есть определять нашу дальнейшую общественную судьбу будем мы сами. Причем это новое лишь в смысле хорошо забытого старого: система исторически корневая, свойственная не только дореволюционной России, но и всем более или менее развитым странам.

При чем здесь “дачная амнистия”? — спросите вы. Логично было бы предположить, что с передачей многих государственных и региональных полномочий на местный уровень туда же должны быть перенаправлены и финансовые потоки, обеспечивающие их выполнение. Но этого как раз и не происходит. Наоборот, если несколько лет существовало пять видов местных налогов, то теперь их только два: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Нетрудно заметить, что это как раз те сборы, которые придется платить легализовавшим свое имущество россиянам!

В Кремле прекрасно осознают, что без местного финансирования по стране будет стихийно проявляться недовольство, наподобие нашумевшей в свое время истории с монетизацией. И не от хорошей жизни в разных регионах России продаются сейчас местные мосты и котельные. Во многих муниципальных образованиях средств не хватает даже на оплату уличного освещения. В целом по стране 98% муниципалитетов живут с бюджетным дефицитом. Но федеральные чиновники уверены, что им деньги нужнее. А в то же время местная бюрократическая вертикаль уже начинает роптать и не принимает на муниципальный уровень то, что построено и теперь даром никому не нужно. Типа той же монорельсовой дороги в районе ВДНХ или разбитых проселочных дорог, отремонтировать которые никаких денег не хватит.

Выход нашли простой: взять деньги у населения через “дачную амнистию”! Вы регистрируете свой земельный участок и постройки на нем, а через некоторое время к вам приходит квитанция с суммой налогов на землю и ваше имущество. Которые поступят куда? Правильно, в местные бюджеты. Но зато преимущества какие! Вы сможете свои шесть соток с сараем законно передать по наследству, получить под них кредиты в банках, продать, подарить… И вообще ни в чем себе не отказывать. Разумеется, после того, как отдадите денежки. Вот только финансовых вливаний со временем властям будет требоваться все больше и больше.

Огурчики, помидорчики

И брать деньги они смогут только с населения. Вот и пришла пора поговорить о том, что ждет “амнистированных”. Сначала — о земельном налоге. Его ставка по действующему законодательству не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участка, а платят налог лица, обладающие землей на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Местные власти вправе установить льготы или снизить ставку, но об этом скоро придется забыть — закрома муниципалитетов пусты. Льготников по налогу на землю пока вроде бы много, по категориям. Но вот доля этих групп не столь уж и весома в общем количестве налогоплательщиков: это и Герои Советского Союза и Российской Федерации, и инвалиды I и II групп, и участники гражданской и Великой Отечественной войн. Отдельная песня — пенсионеры. В федеральном законодательстве о том, что они освобождены от земельного налога нет ни слова. Это сейчас по решению местных властей они являются либо льготниками, либо свободными от таких платежей. А что будет завтра, один бог ведает. И глава местного муниципалитета.

Ситуация с налогом на имущество физических лиц более интересная. Налогом облагаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (помните в президентском послании “гаражи, жилье, садовые дома”?), а налоговые ставки колеблются от 0,1% при стоимости имущества до 300 тысяч рублей до 2% при стоимости имущества больше 500 тысяч. Опять же в соответствии с действующими сейчас законами. В Брянске, например, действуют именно такие ставки, в Барнауле при стоимости имущества свыше 500 тысяч ставка составит 0,4%, а в Сальске Ростовской области — 1%.

Налоги платить надо, спору нет. А еще нужно платить за квартиру, газ, электричество и телефон. И каждый год все больше и больше. Рост налоговых платежей — неприятное известие, особенно для тех, кто поверил президенту, а теперь пожинает плоды создания финансовой вертикали. Как, например, для петербуржца Е.Радкина, явно незапланированно дозвонившегося на прямую линию и задавшему президенту наболевший вопрос: “У меня к вам вот какой вопрос. Власть ввела новый налог на землю. Теперь за 6 соток надо выложить несколько тысяч рублей. Это же кошмар для простых дачников, садоводов и огромные деньги! Мы свои огурчики, помидорчики для себя выращиваем, а не на продажу. Об этом правительство могло бы подумать, когда принимало это решение”.

Президент, конечно, ответил в том духе, что эти налоги не должны быть такими обременительными, пообещав посмотреть еще раз “самым внимательным образом”. Но какое это имеет значение, если механизм финансирования местного самоуправления уже запущен! Особенно на фоне радостных докладов разномастных холуев о неуклонном повышении уровня жизни “дорогих россиян”.

Налоги на вырост

Похоже, что президентская инициатива стала очередным способом решения финансовых проблем местного самоуправления за наш счет. Механизм превращения “дачной амнистии” в ярмо прост, как все экономические шаги правительства. Начнем с земли. Сегодня кадастровая оценка земли составляет сущие копейки. Например, в Лотошинском районе сотка для налогообложения оценена в среднем в 6207 рублей, а в Серебряно-Прудском и того меньше — всего в 4832 рубля. Максимальный земельный налог для обладателей 6 соток в этих районах составит 112 и 87 рублей. Такие деньги у дачников найдутся. Закавыка в том, что кадастровая оценка земли должна пересматриваться раз в три года, и у местного самоуправления появляется беспроигрышная возможность за счет переоценки земель постоянно пополнять местные бюджеты. И она ею обязательно воспользуется, тем более что следующая переоценка случится в 2008 году, аккурат после президентских выборов.

То, что земля будет оцениваться дороже, можно не сомневаться — цены на нефть постепенно снижаются, а с ними обмелеют ручейки бюджетных субсидий и дотаций. В ближайшие годы кадастровая оценка земли начнет приближаться к рыночной, поскольку нормативная стоимость сотки, например, в деревне Барвиха, составляющая $10600 при рыночной стоимости в $50 тысяч, — это, согласитесь, ни в какой кадастр не лезет. Сама ставка налога может даже и не повышаться. Зачем, если можно поднять налогооблагаемую базу?

Налог на имущество граждан, то есть на садовые домики, дачи, гаражи и бани, станет расти по тому же сценарию. В недрах правительства уже подготовлен законопроект, по которому оценка имущества граждан по системе БТИ будет заменена “массовой оценкой”. Механизм расчета предлагается сделать предельно простым: рыночная оценка минус 30%. К примеру, оценивается ваш двухэтажный деревянный дом с погребом, электричеством и летним водопроводом в 500 тысяч рублей — будете ежегодно платить с суммы 350 тысяч по ставке, утвержденной местной властью.

Наконец, о самом неприятном рикошете “дачной амнистии”. Массовая оценка имущества также коснется квартир. После принятия закона о новой оценке, а произойдет это скорее всего в следующем году, ежегодный налог на имущество вырастет многократно. Если ваша “двушка” сегодня оценивается в $200000, то налогооблагаемая база составит $140 тысяч. Сумма налога по действующему законодательству будет составлять от $420 до $2800 на усмотрение местных властей. И, конечно, все это будет делаться под предлогом внедрения мировой практики, снижения цен на жилье, гарантий судебного опротестования оценки своего имущества.

Налоги существуют для финансирования функций, которые народ поручает выполнять государству. Много в стране денег — налоги снижаются, мало — повышаются. В смете расходов современной российской энергетической империи графа “народ” отсутствует. Поэтому у нас на протяжении нескольких лет гигантский профицит бюджета, поэтому перегретая московская недвижимость сегодня стоит дороже, чем в Нью-Йорке и Лондоне, поэтому реформа местного самоуправления проводится за наш счет. При этом налоги нам уже устанавливают как в Европе, а зарплата в стране у большинства населения, которое горбатится на своих участках вовсе не из любви к лопате и ямкам в земле, остается на уровне Тринидада и Тобаго.


КТО ЗАПЛАТИТ ГОСУДАРСТВУ

Согласно недавно опубликованному ежегодному докладу ООН, 53% россиян признаны нищими. Именно столько наших граждан живут за чертой бедности, то есть на $4 в день. Россия оказалась на 65-м месте по уровню жизни в этом рейтинге ООН. Нам хуже, чем гражданам Маврикия (63-е место) или Тринидада и Тобаго (57-е).


Но есть и другой путь. Сначала дать возможность людям зарабатывать как в развитых странах, а потом повышать суммы налогов. Да и нефть с газом все еще принадлежат народу, а не отдельным удачливым проходимцам. Во всяком случае, по Конституции, то бишь ныне действующему законодательству. Если его тоже не перепишут.


Ставки налогов на имущество (в % от стоимости)*

Финляндия 0,9

Германия 1

Франция 0,5—1,5

Япония 1,4

Россия 0,1—2

* Во многих странах налог на имущество дифференцирован в зависимости от стоимости самого имущества, а не по решению местных властей. Особняки миллионеров облагаются по большей ставке, чем жилье средних или бедных слоев.

Приводить ставку налога на землю в сравнении с развитыми странами не имеет смысла, поскольку в большинстве государств нет такого явления, как наши дачи. Земля за пределами городов там используется либо под производство (в первую очередь сельскохозяйственное), либо как загородная резиденция. На которой картошку, огурчики, помидорчики и прочее “почему-то” не выращивают.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру