Хотите верьте, хотите нет

Как обстоит дело с религиозным обучением за рубежом?

6 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 765

Согласно данным Международного бюро просвещения ЮНЕСКО, преподавание религии фигурирует как обязательный предмет в учебных расписаниях 73 из примерно 140 изученных стран — как минимум однажды в течение первых девяти лет школьного обучения. В 54 из этих стран среднее время, уделяемое религиозному обучению в первые шесть лет школьного обучения, составляет около 8,1% от общего объема. Самый высокий процент религиозного образования в Саудовской Аравии — 31% и Йемене — 28% (речь идет о первых шести годах школьного обучения).

ПОПРАВКА НОМЕР ОДИН

По американским законам преподавание религии в общественных школах не разрешено (за исключением тех случаев, когда о религии рассказывается с нейтральных, академических позиций). Если учитель или школьная администрация выказывают предпочтение какой-либо из религий, это расценивается как нарушение поправки I к Конституции США о запрещении конгрессу издавать законы, учреждающие государственную религию.

Некоторые американские семьи полагают, что дополнительное религиозное обучение (воскресные школы) недостаточно, поэтому отправляют своих детей в частные религиозные школы (приходские школы). Или переводят своих чад на домашнее образование. Дело в том, что происшедшие пару десятилетий назад изменения в американском налоговом законодательстве привели к закрытию сотен небольших частных христианских школ. Перед родителями, желающими, чтобы их потомство изучало религию, встала дилемма — либо идти в государственные школы, где не преподают Закона Божьего, либо переходить в дорогие частные заведения. Многие выбрали третий путь — решили обучать детей самостоятельно.

ОЦЕНКА ПО АТЕИЗМУ

В Великобритании в соответствии с Законом о реформе образования 1988 года в программе государственных школ обязательно должно присутствовать религиозное образование, а также проводиться ежедневные молитвы. При этом христианство должно пользоваться должным признанием. При этом нет Национального курса религиозного образования, программа курса утверждается местными образовательными властями при участии представителей различных религиозных групп, учителей и местных советников.

Два года назад на фоне снижения числа людей, посещающих церкви, школьные власти решили задуматься над введением в школах курса атеизма, агностицизма и гуманизма. Эксперты предложили переименовать курс религиозного образования в курс религиозного, философского и морального обучения. Занятия атеизмом не будут носить обязательного характера.

ПРАВОСЛАВИЕ FOREVER!

В Греции, где очень сильны позиции православной церкви, а население очень однородно в конфессиональном плане, религиозное обучение является неотъемлемой частью учебного процесса. В статье 16-й греческой Конституции говорится, что образование составляет основную задачу государства и включает в числе прочего развитие национального и религиозного самосознания греков. Любопытно, что даже соответствующее ведомство так и называется: министерство национального образования и религиозных дел.

В самом начале XXI века преподавание Закона Божьего было восстановлено в Сербии. Постановили ввести в курс как начальной, так и старшей школы Закон Божий. Правда, всего по одному уроку в неделю и на факультативной основе. Тем же ученикам, которые по каким-либо причинам не хотят изучать основы веры, предложили ходить на уроки “гражданского воспитания”.

ЭТИКА НА ЗАМЕНУ

Одна из первых статей Конституции Германии, а именно 7-я, посвящена вопросам школьного дела и религии. Там говорится: “Преподавание религии в публичных школах является обязательным, за исключением неконфессиональных школ. Религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных объединений, при сохранении права на надзор со стороны государства. Учитель не обязан преподавать религию против своей воли”. В большинстве федеральных земель Германии преподаются уроки религии (Religion), учителя оплачиваются государством, но они несут ответственность перед своими религиозными объединениями за содержание их уроков. Дети, которые не принадлежат к религии, господствующей в той или иной земле, или по какой другой причине не хотят посещать уроки религии, вместо этого должны ходить на уроки этики или философии. С 14-летнего возраста дети могут сами решать, какие уроки они хотели бы посещать. За детей помладше решение принимают их родители.

Сейчас в Германии идут дебаты о введении в школах исламского религиозного обучения. Противники нововведения опасаются, что на таких уроках немецким мусульманам будут внушать антиконституционные ценности. Сторонники же преподавания ислама в государственных школах полагают, что пусть лучше дети будут узнавать об исламе там, а не в фундаменталистских школах, совершенно неподконтрольных государству.

ХИДЖАБ ВНЕ ЗАКОНА

Пожалуй, наиболее радикально ратуют за разделение школы и религии во Франции, где закон об отделении церкви и государства вышел еще в 1905 году. Школа во Франции руководствуется принципом религиозной нейтральности. Для желающих обучать своих детей в религиозном духе имеются частные католические школы (в них обучается около 17% французских детей). Во Франции государство не финансирует религиозного обучения. Тем не менее государство дотирует частные учебные заведения, в том числе и религиозные. В 1937 г. французские школы получили распоряжение о недопустимости присутствия религиозных символов в учебных помещениях. Правда, в 1989 году запрет на ношение религиозных символов в школах Верховным судом Франции был признан незаконным, но сейчас вновь вступил в силу запрет на “демонстративные” религиозные символы в школах — прежде всего это касается платков-хиджабов у мусульманских девочек. Но в принципе запрет касается и иудейских кип, и вызывающе больших христианских крестов.

Кстати, в католической Италии вопрос присутствия в детских учреждениях религиозных символов воспринимается далеко не однозначно. Во времена Муссолини был принят закон, требующий помещать на стенах классов распятия, и хотя сейчас Италия является светским государством, этот закон так и не был отменен (правда, решение о том, вешать ли распятие на стену, оставили на усмотрение классного руководителя).

3 МЛРД. НА ЦЕРКОВЬ

Сложно обстоят дела с преподаванием религии в испанских школах. Во многом это зависит от того, кто находится у власти. Правившая до 2004 года Народная партия провела реформу образования — одним из ее пунктов стало то, что предметы, связанные с религией, становятся обязательными для получения аттестата, дающего право на поступление в университет. Пришедшее к власти социалистическое правительство пошло иным путем.

Решение отменить в испанских школах обязательное преподавание религии вызвало проблемы в отношениях между Ватиканом и правительством Испании. Государство, как и прежде, выделяет на католическую церковь и обучение католицизму в школе 3 млрд. евро в год. И это при том, что по Конституции церковь отделена от государства. Но такова уж сила местных традиций. Начиная с 1998 года оплату труда преподавателей религии стало осуществлять из своих фондов министерство просвещения и культуры Испании, хотя право назначения этих преподавателей осталось за церковными властями. Бывало не раз, что католические иерархи отстраняли от преподавания религии в школе учителей за то, что они находились в разводе, носили не ту одежду, были замечены на дискотеках.




    Партнеры