Крестовый поход

Cвященники рвутся за парты

6 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 488

Вокруг изучения религии в отечественных альма-матер сломано немало копий. Как минимум года три идут споры: должны ли российские дети знакомиться в классе с конкретной конфессией или лучше ограничиться общекультурной дисциплиной типа “Основы мировых религий”? И что делать с теми, кто является убежденным атеистом? И как при этом соблюсти постулат, что школа в России — светское учреждение, значит, отделена от церкви? Существует несколько точек зрения по поводу этого сложного вопроса.

1. Даешь ОПК!

За введение во всех школах “Основ православной культуры” (ОПК) как обязательного предмета активно ратует Союз православных граждан. Его активисты уже не раз устраивали пикеты около зданий Министерства образования и науки РФ с требованием включить ОПК в число обязательных дисциплин. Более того, они пытались и пытаются повлиять на политику министерства в этом вопросе. “Мы требуем отставки министра Андрея Фурсенко по причине его антицерковной политики”, — заявил недавно пресс-секретарь союза Кирилл ФРОЛОВ. В министерстве, по его мнению, засело антироссийское и антицерковное лобби, которое противится появлению ОПК в российских школах.

2. Регионально и добровольно

Минобрнауки придерживается весьма либеральной позиции.

— Мы против введения “Основ мировых религий” (ОМР) как федерального, то есть обязательного для всех учеников компонента программы, — пояснила корреспонденту “МК” начальник отдела региональной и этнокультурной политики Департамента государственной политики и нормативного-правового регулирования в сфере образования Татьяна ПЕТРОВА. — Школьная программа не резиновая, не следует ее перегружать. Особенности конкретных конфессий вполне могут преподаваться в рамках таких школьных дисциплин, как история, обществознание, литература, МХК. В старших классах религиоведение может быть взято для углубленного изучения как профильный предмет. Но только по выбору ученика. Другое дело — региональный школьный компонент. В том или ином виде преподавание религиозной культуры происходит уже в половине субъектов РФ. В каждом — свой выбор. Скажем, в Белгородской, Смоленской, Московской и ряде других областей изучаются “Основы православной культуры”, в Калмыкии и Тыве — “Основы буддизма”, в Татарстане — “Основы мировых религий”, в Ингушетии и Чечне — “Основы ислама”. Это дело местных властей, выбор делается в соответствии с этнокультурными особенностями населения.

3. Что сказала палата?

Расставить все точки над i должно было специальное заседание Общественной палаты. Еще в сентябре министр Андрей Фурсенко обратился к ее секретарю Велихову с письмом, в котором просил высказать свое мнение по вопросу преподавания в школе “Основ православной культуры” или иных религиоведческих дисциплин. Над деликатным вопросом работали сразу три комиссии ОП. Вкратце их предложения таковы: надо учитывать конфессиональное разнообразие, сложившееся в нашей стране, при безусловном соблюдении прав нерелигиозной части населения. То есть должен соблюдаться принцип добровольности изучения. Если религиоведческий предмет дается в рамках регионального компонента, то школьник получает право выбрать ту религию, которая ему духовно ближе (для детей до 14 лет выбор делают родители). Если он не хочет знакомиться вообще ни с одной из конфессий, то свободное учебное время может посвятить светским предметам — философии или этике. Кроме того, Общественная палата рекомендовала Минобрнауке включить элементы религии, рассказывающие о происхождении человека и смысле жизни, в курсы истории, обществознания и биологии.

— Мы настаиваем на том, чтобы в российских школах советы родителей приняли решение преподавать религиозный предмет в сетке часов. Учащимся старше 14 лет, которые не желают его изучать, должны быть предложены альтернативные предметы нравственного характера, — заявил председатель комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Валерий ТИШКОВ.

Представители неправославных конфессий высказались за то, чтобы учеников знакомили с основами всех религий, распространенных на территории России.

Председатель Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ : “Обучать 8—9-летних детей основам всех традиционных российских или тем более мировых религий бессмысленно: они не усвоят разницу и только запутаются в понятиях. В то время как начинать преподавание духовных и нравственных предметов надо с самого раннего возраста, пока ребенок еще поддается воспитанию”. Владыка предложил разработать новую дисциплину — “Духовная культура и этика”, в рамках которой каждая религия предложила бы своим последователям предмет для изучения. То есть в одних школах изучалось бы православие, в других — ислам, в третьих — иудаизм и т.д. Но возникает вопрос: как быть в тех регионах (например, Москве), где в одном учебном заведении занимаются дети разных национальностей и разных вероисповеданий?

Член Комиссии по интеллектуальному потенциалу наций, педагог Александр АДАМСКИЙ: “Если “Основы православной культуры” станут обязательным предметом, то они будут вызывать у школьников такое же отвращение, как сейчас литература”.

Справка: Основы религии не преподаются в 19 регионах страны, в 35 их изучают до тысячи школьников, в 17 — несколько тысяч, в 8 преподавание ведется полномасштабно. Лидер Белгородская область, где “Основы православной культуры” учат 150 тыс. человек.




    Партнеры