Шахматам настал компец

Во вторник вечером вся шахматная Россия, следившая за матчем в Бонне, была шокирована

Электронный гроссмейстер “Дип Фриц” нарушил все дебютные принципы игры и тем не менее как с ребенком расправился с абсолютным чемпионом мира Владимиром Крамником. Это были немыслимые, фантастические, парадоксальные шахматы.

В итоге матч закончился с разгромным счетом — 4:2 в пользу компьютера. Без преувеличения можно сказать, что это был черный день в истории человечества.


Первый серьезный поединок шахматного короля с машиной состоялся в 1996 году — прошло ровно 10 лет. И на сей раз все было обставлено так, словно это поединок за шахматную корону.

Чемпион мира однажды уже проиграл машине: в 1997-м Каспаров уступил 2,5:3,5 компьютерному монстру “Дип Блю”. Но две эти встречи несопоставимы. Тогда присутствовал эффект неожиданности: Каспаров относился к игре как к развлечению и не ожидал от железного соперника такой прыти. Кроме того, он не имел возможности ознакомиться с программой, сыграть с ней хоть пару партий. “Даже Пентагон так тщательно не оберегает свои компьютерные файлы, — шутил он, — как создатели “Дип Блю”... На сей раз Крамник получил копию “Фрица” и мог тренироваться сколько заблагорассудится. Каспарову так и не предоставили распечаток ходов, Крамник получал их немедленно после партии. Каспарову запрещалось пользоваться монитором, Крамник мог подглядывать в него до тех пор, пока машина обращается к дебютной базе. Все эти поблажки не помогли. Машина разгромила Человека, впервые чемпион не сумел выиграть ни разу.

Перед стартом Крамника спросили о перспективах шахмат в связи с успехами машин. И он повторил старые слова своего учителя Ботвинника о том, что изобретение автомобиля не сделало менее интересным соревнование людей на беговых дорожках.

Спорная мысль! Ведь Человек и в доисторические времена не претендовал на гегемонию в скорости передвижения. Конь (не шахматный) обгонял его и тысячу лет назад. А в творчестве Люди не терпели конкуренции: ни со стороны живых существ, ни со стороны компьютеров.

Да, действительно, спортивный интерес к игре сохранится, но отныне придется отказаться от элитарности шахмат, гроссмейстеров не будут больше приравнивать к поэтам и композиторам. Наша старинная игра считалась прежде одновременно и спортом, и искусством, и культурой. Как это ни грустно, осталась лишь первая компонента, спортивная. Красота замыслов и богатство идей отныне становится прерогативой электронных игроков. Для примера, в завершившемся матче Крамник играл неплохо, но действовал по шаблону — стремился к упрощениям, чтобы избежать риска. Его ходы, пусть сильные, не удивляли, а чаще оставляли зрителя равнодушным. А раскованная игра “Фрица” отличалась свежестью, по-настоящему восхищала.

Меньше трех месяцев назад Крамник завоевал звание абсолютного чемпиона мира. Как это ни грустно, господа шахматисты, но Крамник теперь не абсолютный чемпион мира — только среди людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру