Москва — самоуправляемый город

Депутат гордумы Татьяна Портнова: “Мы не должны во всем подражать Европе”

Судя по отчетам властей, местное самоуправление в столице худо-бедно развивается. И ему даже передают новые функции. Но в то же время многие считают: местное самоуправление в Москве — чистая фикция, реально никаких функций у него нет.

В чем особенности столичного местного самоуправления? Есть ли средства на финансирование тех полномочий, которые ему переданы? Насколько важно участие в нем самих москвичей? На эти вопросы “МК” ответила председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы Татьяна Портнова (“Единая Россия”).


— Татьяна Арториджевна, так что все-таки происходит с развитием местного самоуправления в городе?

— Многие хотят представить ситуацию так, что местного самоуправления в Москве либо нет, либо оно какое-то непонятное, несовершенное. Но в этом смысле столица практически не отличается от остальной России, где местное самоуправление пока тоже не очень развито. И со времен реформы Козака, автора законопроекта, который “расписал” схему местного самоуправления чуть ли не для каждой деревни России, мало что изменилось. Очень часто нам навязывают мысль, что мы должны равняться на европейский тип местного самоуправления, описанный в Европейской хартии. Но у нас оно не может быть таким же! У России своя история местного самоуправления, у Москвы — тоже. До 2001 года у нас была следующая схема местного самоуправления. Были представители народа — советники районных собраний и исполнительной власти города — управы. Они работали в едином ключе. И так было ровно до тех пор, пока Верховный суд России не постановил, что все это незаконно, так как согласно статье 12 Конституции местное самоуправление должно быть самостоятельным и независимым. То есть исполнительная власть должна быть сама по себе, а местное самоуправление — само по себе. И мы вынуждены были заново создавать местное самоуправление, но на той же территории, где работает исполнительная власть. Поэтому сейчас схема несколько мудреная. Исполнительную власть на территории представляет управа района, а местное самоуправление здесь же представлено муниципальной властью — муниципалитетом и муниципальным собранием. Кстати, ни в Конституции, ни в одном другом федеральном законе не написано, где должна заканчиваться исполнительная власть. Должна ли она заканчиваться в субъекте Федерации? Или в областном центре? Или, может быть, в районе? Но если в таком огромном городе федерального значения, как Москва, не будет структур исполнительной власти (которая занимается экономико-хозяйственными и административными функциями: уборкой территорий, светом в домах и пр.) в районах, то обеспечивать жизнедеятельность мегаполиса будет просто невозможно!

— А в чем все-таки сегодня заключаются функции местного самоуправления в районах?

— Местное самоуправление в столице представлено во всех районах. Это 125 собраний муниципальных депутатов (представительская власть района), у каждого из которых есть свой исполнительный орган — муниципалитет. И часть функций, которые переданы от управ муниципалитетам, — это в основном функции, связанные с работой с людьми.

— Неужто наше местное самоуправление занимается пиаром?!

— Нет, речь о другом. Органы местного самоуправления в районах ведут работу с подростками, под их “крыло” переданы комиссии по делам несовершеннолетних, с их согласия регистрируются браки от 16 до 18 лет. Кроме того, в функции местного самоуправления передана организация праздников местного значения в районах, которые могут сплотить людей. Поэтому микроклимат в районе зависит прежде всего от этой власти. Есть еще ряд функций: места размещения пунктов розничной торговли, объектов гаражного хозяйства и пр. К тому же органы местного самоуправления участвуют в решении экологических вопросов (например, проведение экомониторинга в районе). И хотя муниципальные власти района являются только согласующим органом, без их участия исполнительная власть не может решить ряда серьезных вопросов.

— Многие “лоббисты” развития местного самоуправления в столице вот уже несколько лет требуют передать муниципальным органам и более серьезные функции. Речь прежде всего идет о праве согласовывать новые стройки в районе — это один из самых важных для москвичей вопросов.

— Нет, согласование нового строительства не входит в компетенцию местного самоуправления. Да, Градостроительный кодекс предусматривал такой пункт — “согласование строительства” на местном уровне, но в новом кодексе такого положения нет. Дело в том, что строительство в Москве не всегда ведется на территории одного района. Иногда мосты, дороги, развязки строятся сразу в нескольких районах. И что тогда делать? Допустим, если два района выступят “за”, а три — “против”? Как тогда вообще что-то строить? Но местное самоуправление через свои собрания может выражать мнение жителей и выходить с ним в префектуры, управы, вплоть до правительства Москвы.

— И все же функции местного самоуправления в этом году несколько расширились?

— Да, в этом году органы местного самоуправления в столице получили новые права, которые подкреплены и бюджетными деньгами, и штатом сотрудников. Это, например, организация досуга детей (работа кружков, секций) и спортивная работа на территории (хоккейные коробки, секции и пр.). Теперь тренеры, которые раньше работали в государственных учреждениях, переходят работать в местное самоуправление. И местное самоуправление получило право создавать свои муниципальные спортивные учреждения. Бюджет Москвы полностью предусматривает расходы на сей счет.

— То есть, если муниципальные власти захотят построить свой фитнес-центр, — вперед?

— Нет, немного не так. Денег на строительство у них нет. Они могут работать лишь в пределах установленных исполнительной властью города нормативов спортивных учреждений на район. К примеру, если в районе не хватает спортивных площадок — деньги на их строительство выделят без проблем. Город обязан довести число спортивных учреждений до нормативов. И передать их в безвозмездное пользование муниципальных образований — вместе с тренерами и финансированием деятельности. Но если у местного самоуправления появятся свои деньги на строительство — пожалуйста.

— Из каких средств финансируется местное самоуправление в столице?

— Мы сейчас очень хорошо поработали с бюджетом города. Принята моя поправка, которая позволит увеличить число “самодостаточных” муниципальных образований с 4 до 25. Поясню. Источник доходов для всех наших муниципалитетов определен один — подоходный налог. Отчисления из него идут в бюджеты муниципальных образований. И если сначала по проекту бюджета на 2007 год в Москве было всего 4 муниципальных образования, которые могли жить исключительно за счет налога, без помощи из средств столичной казны, то теперь их станет 25. Но в бюджетах всех 125 муниципальных образований есть достаточно денег на выполнение функций местного самоуправления. Другое дело, что, к большому сожалению, не всем удается освоить эти деньги. Еще не все муниципальные образования научились рационально расходовать свои средства, и это неумение приводит к тому, что на конец года у них очень большие остатки неизрасходованных средств.

— Даже те функции, которые сейчас есть, сами муниципальные депутаты часто называют смешными. И поэтому представляют себя в образе неких агитбригад из массовиков-затейников…

— И напрасно. Организация досуга, праздников на территории района (праздники школы, улицы, чествование ветеранов, многодетных матерей и пр.) — действительно то направление, к которому местное самоуправление относится не очень серьезно. А ведь это замечательный шанс сплотить население района, которое зачастую даже не знает, кто живет на соседней площадке. Сейчас вот, например, многие делают муниципальные елки иногда прямо во дворах. Такая работа по организации досуга населения создает хороший микроклимат в районе. Я считаю, что, если ребята придут на такую муниципальную елку, они вряд ли потом разрисуют подъезд или сломают скамейку. Те функции, которые есть у местного самоуправления сейчас, позволяют сплотить людей на территории. К тому же у органов местного самоуправления есть возможность курировать работу т.н. территориально-общественного самоуправления — это организация людей по подъездам, по домам для решения своих местных проблем. Это та возможность сплотить народ, которую, помните, когда-то еще Ильич называл “приводными ремнями к населению”.

— Еще на заре появления местного самоуправления в столице шли яростные споры о том, позволить ли муниципальным властям самостоятельно зарабатывать деньги. Чтобы потом самим развивать на них район на собственное усмотрение. Почему все-таки этот вопрос “замяли”?

— Да, действительно, такое мнение, что местному самоуправлению нужно предоставить возможность зарабатывать, живо и по сей день. Но есть и другое мнение. В Москве хозяйственно-экономические функции переложены на исполнительную власть, а местное самоуправление создано не для того, чтобы зарабатывать, а для того, чтобы грамотно вести работу с местным населением. И выполнять возложенные на него законом функции. Денег у местного самоуправления сейчас более чем достаточно, их даже расходовать умудряются не все полностью. Сторонники зарабатывания денег говорят: дайте муниципальным властям право устанавливать в районе торговые лотки. Это значит: дайте возможность увеличить количество согласований на торговлю, которых и так выше крыши. Думаю, что если завтра мы позволим еще и муниципалитетам согласовывать разрешение на работу торговых палаток, строительства гаражей, то мы вернемся в не очень хорошие времена. В домах должно быть чисто, тепло, должен гореть свет, в городе должны строиться новые дороги, и за все это должна отвечать исполнительная власть. А вот муниципалитеты, представляющие интересы жителей, должны спрашивать за все это с исполнительной власти.

— Интересно, как?

— Через запросы, проведение референдумов по местным вопросам. Плюс значимость решения муниципального собрания сейчас многие принижают. А на самом деле, если местные депутаты принимают решение что-то поддержать или что-то запретить, оно имеет очень большой вес. Вплоть до запрета на разрешение неудобных населению строек (и такие случаи уже были). Никто из исполнительной власти не может так просто отмахнуться от решения муниципального собрания. Другое дело, что бывает так: районные депутаты просят воздействовать на зарвавшихся чиновников из управ мэра или депутатов городской думы (ко мне с такими просьбами обращались не раз). Почему? Потому что сами боятся испортить с этими главами управ отношения. Но ведь любое право надо отстаивать!

— Скажите, хоть один референдум по местным вопросам в Москве проводился?

— Нет, к сожалению, практики проведения местных референдумов в городе пока нет. И закон о референдумах “завис” в первом чтении.

— Как сами москвичи относятся к местному самоуправлению? Оно им надо?

— Скажем так: те, кто с ним сталкивался (особенно дети, подростки), понимают, что такое местное самоуправление, и решают волнующие их вопросы через муниципалитеты. Но у людей уже сейчас складывается понимание: на предмет решения каких-то хозяйственно-бытовых проблем нужно обращаться в управу. А если душа просит праздника, нужно организовать какое-то досуговое мероприятие — надо обращаться в органы местного самоуправления. Хотя, положа руку на сердце, людям абсолютно все равно, кто есть кто и кто выполняет какие функции. Главное — чтобы их выполняли хорошо. И чтобы люди видели тех депутатов, которых сами выбрали. В принципе деятельное участие в местном самоуправлении принимает около 7% людей. И это много, потому что еще 4 года назад, когда избирали муниципальных депутатов, их было всего 2—3%. Мне кажется, местное самоуправление в Москве нащупало ту дорогу, которой можно идти и развиваться.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру