Вечная юность “Авось”

В “Ленкоме” празднуют 25-летие легендарного спектакля

…Все как когда-то — Резанов и Кончита в белом воскресают в финале: “Аллилуйя актерам трагедии, что нам жизнь подарили вторую…” — на этих словах Вознесенского уже 25 лет кряду даже у тех, кто не знает языка, сами собой наворачиваются слезы. Все спорили о жанре — рок-опера ли это, мюзикл… “Юнона” давно переступила жанровый порог, да и театральный тоже…


Сегодня в “Ленком” не пробиться. Хотя официально в афише — выходной день. Если под выходным разуметь Воскресение, то в этом есть своя истина… Марк Анатольевич немного волнуется.

— В чем необычайная живучесть этого спектакля? — мой вопрос Захарову.

— Наверное, в том, что “Юнона” и “Авось” — это и есть наш груз исторической ответственности. И с бесконечно разных точек зрения. Посмотрите: ушла острота “споров о царском времени”, ушла острота этой морской эстетики, Андреевского флага. Да и религиозная тематика “свыше” уже никем не запрещается. Но спектакль по-прежнему берет обаянием. Стремлением вскрыть новые актуальные моменты: скажем, навести мосты с Европой и Америкой, и пониманием невозможности этого свершения…

…На сцене “Ленкома” сливаются в одном составе поколения. “Юнона” — это летопись театра. Жизни. Эпохи. Александр Абдулов читает свой монолог. Первая исполнительница роли Кончиты Елена Шанина — это сюрприз! — поет финальную арию “Ожидания”: “Десять… Двадцать… Тридцать лет в ожиданье прошло…” Все сидящие, как один, вспоминают этот застывший кадр 25-летней давности: Шанина и Караченцов — дорогой наш Николай Петрович, каждый, кто пришел сегодня в этот зал, посылает мольбу за ваше скорейшее выздоровление и возвращение на сцену…

— Сегодня приглашены и два дублера, — Захаров подчеркивает это слово, — Дима Певцов и Витя Раков. Певцов, к сожалению, травмирован, поэтому примет очень скромное участие… А Раков (сыгравший после Певцова около 6 спектаклей. — Я.С.), как мне кажется, придал опере какие-то новые личностные черты, новую окраску… “Юнона” будет жить очень долго. Ведь такая потрясающая музыка Алексея Рыбникова, впитавшая в себя традиции и религиозных песнопений, и народных распевов…

Помню свою беседу с Алексеем Львовичем:

— Знаю, что вы боролись с Минкультом за право на... авторское право на “Юнону”?

— Получался юридический нонсенс: деньги как автор музыки я получал, а официально чиновники говорили: “Мы вам договор подписывать не будем. Вот если суд обяжет, тогда... А так мы ни при чем!” Но суд обязал. А куда деваться? С чиновников формально сняли ответственность. А так они — милейшие люди, на спектакли ходили...

…Да, многое сегодня вспомнится. Ведь для сотен пришедших — с этим спектаклем полжизни прошло.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру