Когда брак на горе свистнет

Если гарантию продлевают, значит, это кому-нибудь нужно

9 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 600

Москвичка Ольга Сорокина новым телевизором пользовалась всего пару дней. На третий день ее “ящик” забастовал. Вызванный на дом мастер причину поломки определить не смог. Картина прояснилась только в сервисном центре: внутри обнаружилось скопище тараканов. Теперь Ольге скучать некогда: в суде она пытается доказать, что тараканы “магазинные” и она здесь ни при чем. Иначе придется выкладывать за ремонт приличную сумму.


— Доказать, что тараканы поселились в телевизоре еще в магазине, сложно, но можно, — просветила корреспондента “МК” юрист Московского общества защиты потребителей Людмила Трифонова. — Ольга должна написать заявление в Роспотребнадзор того округа, где находится магазин, и потребовать проверить склад. Одновременно нужно проверить и квартиру покупателя. Если в квартире тараканов нет, а на складе насекомые обнаружатся, это и станет доказательством правоты Ольги. Сервисному центру придется ремонтировать телевизор за свой счет.

Центр, не нервируй меня!

Хоть Ольгин случай и уникальный, выяснения отношений с продавцами и сервисными центрами через суд, если дело касается выполнения гарантийных обязательств, для юристов МОЗП давно уже стали привычными.

— Чаще всего сервисные центры вместо того, чтобы выдать справку об обнаружении в товаре производственного дефекта, ремонтируют бракованную вещь, — продолжает Людмила Трифонова. — Если же клиент настаивает на диагностике, требуют ее оплатить. И ремонт тоже не всегда оказывается бесплатным. Например, владельцам мобильных телефонов сплошь и рядом говорят о “несанкционированном доступе”. Якобы телефон уже вскрывали, он поцарапан. Доказать, что все это от лукавого, довольно сложно.

Совет здесь один: сдавая мобильный телефон или любую другую технику в сервисный центр, первым делом потребуйте ее детального описания. В вашем присутствии в квитанции обязательно должно быть записано: “Пломбы нарушены” или “Пломбы целы”. Если вы этот момент проморгали, нужно настаивать на том, что вскрыть пломбу и проникнуть внутрь телефона может только человек, имеющий специальные навыки. И вообще, если вы нарушили пломбу, с какой стати требовать гарантийного ремонта?

Кстати, о ремонте. Вернее, о его сроках.

— Ремонтники пользуются тем, что Закон “О защите прав потребителя”, предусматривая устранение недостатка, тут же оговаривается: “если другой срок не предусмотрен договором (соглашением) сторон”. Вот в гарантийных обязательствах и указывается срок в 20—30 дней. Впрочем, мы знаем случай, когда гарантийный ремонт длился ровно год!

При этом сервисцентр все валит на отсутствие запчастей. Но позвольте спросить: почему? У всех крупных компаний, торгующих на рынке России, есть представительства, которые обязаны снабжать свои сервисные центры всеми запчастями. Получается, производители и продавцы законно пользуются поблажками, а покупатель с подобным произволом ничего не может поделать!

Пишите письма

Раз и навсегда усвойте: Гражданский кодекс дает право предъявлять претензии к качеству товара в течение двух лет (!) с момента его покупки, но надо доказать, что недостатки возникли до момента передачи товара вам. То есть фактически гарантия на товар действует не год, как записано в обязательствах производителя, а целых два.

По Закону “О защите прав потребителей” владелец бракованного товара может выбрать одно из трех:

• отказаться от договора и потребовать вернуть ему деньги;

• потребовать ремонта товара;

• потребовать заменить товар на аналогичный, если в нем обнаружен существенный недостаток (например, устранение недостатка требует значительных средств) или один и тот же недостаток после неоднократного ремонта проявляется вновь и вновь.

Юристы МОЗП настоятельно рекомендуют сразу четко изложить свои требования на бумаге. Если не хотите ремонтировать бракованную вещь, надо обязательно написать: “от ремонта отказываюсь”.

Заявление сдайте ответственному лицу. Оно должно поставить на бумаге свою подпись и указать дату обращения. Ну, а себе надо взять копию (разумеется, с подписью самого ответственного лица).

Если “лицо” бегает от вас и ничего не подписывает даже под угрозой обращения в суд, пришлите документ по почте с уведомлением о вручении. Только не забудьте оставить у себя копию и сохранить почтовую квитанцию. Отказ принять “письмецо в конверте” в этом случае будет зафиксирован уже почтальоном. И его можно будет со спокойной совестью предъявить в суде.

Верните деньги!

Проще всего, наверное, обстоит дело с требованием вернуть деньги. Десять дней — и никаких гвоздей! Именно такой срок предусматривает Закон “О защите прав потребителей”. Причем за каждый день просрочки продавец обязан уплатить штраф в размере 1% от стоимости товара.

Если товар к моменту возврата денег подешевел — вам обязаны вернуть первоначальную стоимость. Если подорожал — возвращают ровно столько, сколько он стоит в данный момент, то есть его новую стоимость.

С гарантийным ремонтом, как мы уже говорили, часто возникают сложности. Поэтому юристы МОЗП в один голос советуют не спешить выкладывать деньги.

— Лучше письменно потребовать сначала провести экспертизу. Такое же требование может выдвинуть и продавец. В любом случае, у вас есть право присутствовать при ее проведении. О месте и времени проведения экспертизы продавец обязан известить вас опять-таки письменно не позднее, чем за три дня до назначенного срока. И не падайте духом, если выводы экспертов не в вашу пользу: их всегда можно оспорить в суде. Главное — чтобы брак признали производственным или возникшим до момента передачи вам товара. Тогда продавец оплатит не только ремонт, но и затраты на экспертизу. В противном случае платить придется вам.

Если же решились вещь отремонтировать, очень внимательно прочитайте все бумаги. Будьте бдительны: сроки ремонта обычно указываются в самом конце квитанции самым мелким шрифтом. Еще раз напоминаем: все недостатки, обнаруженные в предъявленном вами товаре, должны быть подробно описаны и зафиксированы в квитанции.

— Если ремонт затягивается, советую написать в сервисцентр претензию и в ней заявить о том, что от ремонта вы отказываетесь и будете предъявлять иные требования, предусмотренные законом, — рекомендует Людмила Трифонова. — Как правило, это срабатывает. Скоро вам позвонят и скажут, что вещь можно забрать.

Учтите: время нахождения в ремонте при исчислении гарантийного срока не учитывается. Если, допустим, музыкальный центр ремонтировали месяц, соответственно и гарантия на него продлевается ровно на месяц. Причем по закону срок ремонта “исчисляется со дня обращения потребителя до его выдачи после ремонта”.

Последние дополнения в Закон “О защите прав потребителей” вменяют в обязанность судьям налагать на фирмы, которые не выполняют в добровольном порядке законные требования потребителей, штраф в размере 50% от цены иска.

Увы, об этом знают еще не все судьи. А те, кто знает, не всегда применяют эту норму к нарушителям прав потребителей.

Если же продавец захочет проверить, действительно ли товар бракованный, срок продлевается до двадцати дней. И до месяца, если в день вашего обращения товара нет на складе. За каждый день просрочки — штраф 1% от стоимости товара. Причем если товар подорожал — берется новая цена, если подешевел — та, по которой его покупали.

Гарантия в нагрузку

Сейчас многие магазины завлекают покупателей тем, что предлагают за небольшую плату увеличить срок гарантийных обязательств. Дело это вполне законное, но дополнительная гарантия должна начинать действовать тогда, когда истекает срок, предусмотренный изготовителем и гражданским законодательством. То есть по истечении двух лет с момента покупки.

В выданной вам бумаге должно быть написано: дополнительная гарантия действует (год, полгода или иной срок), по истечении двух лет со дня начала действия гарантийных обязательств обращаться в сервисные центры (с указанием их точных адресов и телефонов). И надо четко расшифровать, что понимается под гарантийными обязательствами.

Обязательно храните товарный чек, гарантийный талон (его обязаны заполнить в вашем присутствии и разборчиво написать адрес магазина, дату покупки, поставить печать) и квитанцию об оплате доставки товара на дом. Внимательно осмотрите покупку, когда вам ее привезут: нет ли внешних дефектов, царапин, сколов и т.д. Только после этого можно расписаться, что претензий к внешнему виду нет. Потребуйте, чтобы при вас проверили товар. В крайнем случае, настаивайте, чтобы в гарантийном талоне записали: проверка не проводилась. И знайте: гарантийные обязательства начинают действовать только с момента доставки товара на дом.


Если “друг” оказался вдруг

Если в товаре обнаружен существенный недостаток, можно потребовать:

• заменить его на аналогичный товар надлежащего качества;

• заменить его на аналогичный товар другой марки;

• заменить его на другой товар.

По закону ваше требование должно быть выполнено максимум через семь дней. Причем если то, что вы выбрали, стоит дороже, придется доплатить. Если дешевле — продавец обязан вернуть разницу. Если модель снята с производства, нужно по документам найти, сколько она стоила, когда последний раз была в продаже. И опять-таки посчитать, сколько денег кто кому должен.


Правила боя с продавцами

• Внимательно прочитайте условия договора.

• Потребуйте, чтобы магазин показал свой договор с сервисным центром и выдал на руки его копию. В договоре должно быть оговорено, как действовать, если магазин ликвидировался или поменял хозяина.

• Желательно показать этот документ юристу.

• Проверьте, переведены ли уплаченные вами деньги на счет сервисного центра.




    Партнеры