Карьерист, на старт!

К чему надо быть готовым молодому специалисту?

11 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 361

О чем мечтает выпускник вуза? Получить интересную и денежную работу. Кого хочет взять работодатель? Знающего и инициативного сотрудника. Так почему же мечты одних не совпадают с желаниями других? Почему вчерашнему студенту так трудно устроиться на хорошее место, а руководителю фирмы — получить качественного специалиста? Об этом шла речь на конференции по проблеме трудоустройства выпускников, организованной Ассоциацией консультантов по подбору персонала (АКПП).

Научи меня учиться

— Цвет диплома и даже место учебы не имеют большого значения, — говорили представители бизнеса. — Гораздо важнее личностные качества, нацеленность на карьеру, способность учиться. Но большинство ребят не может соотнести свои амбиции с реальными возможностями.

Запросы вчерашних студентов часто не соответствуют их умениям и знаниям. Они не хотят начинать карьеру с низов — обычными менеджерами или инженерами. Им сразу подавай руководящую должность с большим окладом. Но одного желания сесть в высокое кресло мало, его надо подтвердить своими личными качествами и знаниями. А вот их как раз и не хватает. По диплому выпускник, к примеру, инженер, а реально — хуже любого техника: плохо знаком с современным производством и оборудованием, не может работать в команде, не знает корпоративной культуры. Но зато амбиций — выше головы.

— Ко мне приходит молодой человек, показывает диплом крутого экономического вуза и говорит: “Хочу зарплату в 2000 долларов”, — сетовал кадровик одной из фирм. — Я спрашиваю: “Ты умеешь составлять баланс?” — “Конечно, мы это проходили”. — “Составь”. — “А как это?”

Молодые люди не хотят учиться. Они считают, что все уже прошли в институте. Между тем получать новые знания надо всю жизнь. Первоначальное образование, по данным специалистов, составляет только 40% в общем образовании специалиста. Остальные 60% он набирает позднее, в процессе работы и дополнительной учебы.

Раньше сядешь — выше взлетишь

Выпускники тоже имеют претензии к работодателям — маленькая зарплата, скучные обязанности, медленная карьера. Но, чтобы к окончанию института иметь гарантированное место и приличную зарплату, надо начинать трудиться уже на 2—3-м курсах. Зарплата работающих студентов составляет от 300 до 500 долл. в месяц. Кроме машиностроения, где большинство окладов менее 300 баксов. А вот в сфере менеджмента и экономики, IT и телекоммуникации заработки значительно больше — свыше 700 “зеленых”.

А сколько же получают молодые специалисты? Их заработок на первом рабочем месте составляет от 300 до 700 баксов в месяц. Но есть немало должностей, где платят значительно больше. Только их надо поискать. Интересна динамика роста заработка молодых специалистов. За первый год после окончания вуза в большинстве случаев она возрастает на 20—30%, а иногда даже на 40—50%. В новых отраслях экономики (менеджмент, IT и телекоммуникации) рост зависит от конкретного работодателя. На некоторых предприятиях зарплата увеличивается за первый год на 60—80%, а на отдельных фирмах — даже на 100 и 200%. Разумеется, такая удача выпадает далеко не всем, а самым настойчивым и целеустремленным.


СПРАВКА "МК"

Какие специальности сегодня считаются самыми востребованными?

По словам менеджеров кадровых агентств, сейчас растет спрос на специалистов по установке, наладке и ремонту оборудования. Российская промышленность развивается, закупаются новые станки. Поэтому и ценятся люди, умеющие работать с ними. Кроме того, по-прежнему нужны инженеры широкого профиля, универсальные специалисты по механике, пневматике, гидравлике, электрике и электронике. Востребованы директора по строительству и инвестициям, менеджеры по поиску и привлечению строительных площадок, оценщики недвижимости и бизнеса, маркетологи-аналитики. Без работы не останутся также агенты-страховщики и архитекторы.

Герои вчерашних дней

Как говорили на конференции, есть у бизнеса претензии и к альма-матер, которые учат не тому и не так. С одной стороны, технические вузы по-прежнему готовят инженеров, которые не будут востребованы на рынке труда, с другой — начинает наблюдаться явный переизбыток юристов и экономистов. У ребят, закончивших эконом- и юрфаки, возникают проблемы с поиском работы. Как заметил один из бизнесменов, руководители образования похожи на полководцев: те готовят армию к уже прошедшей войне, а эти штампуют спецов для экономики прошлого.

Парадокс: по количеству студентов на 10 тысяч населения Россия уже обошла США, но по качеству образования отстает. Особенно остро это чувствуется в подготовке менеджеров. Среди отечественных управленцев лишь 8% соответствуют современным требованиям, в то время как в Германии — 43%, а в Америке — 56%. В России берут не умением, а числом: 76% выпускников школ поступает в вузы (в США — 65%), но лишь половина идет работать по специальности.

В российских вузах слишком много времени уделяют теории, а требуется “рыночная” практика — навыки менеджмента, знание компьютера и иностранного языка, прежде всего английского, умение вести переговоры, заключать контракты. В большинстве отечественных альма-матер этому учат недостаточно. Программы ограничены давно устаревшим госстандартом, и в голову студента вбивают то, что там записано, пусть даже это сегодня никому не нужно. Изменить стандарт нельзя — иначе не аккредитуют и не разрешат выдавать дипломы гособразца. Поэтому и штампуют вузы “полузаготовки”. Вроде бы и высшее образование есть, и диплом специалиста, а реальная польза от всего этого — ноль.

Помоги себе сам

У бизнесменов есть претензия и к законодателям: кадровики до сих пор не понимают, что значит степень бакалавра. Многие уверены, что это неоконченное высшее образование. В документах Минобрнауки говорится о бакалавриате как о первой ступени высшего образования. Однако законодательно до сих пор не прописано, какие должности может занимать выпускник с таким дипломом. Вот и получается: одни выпускают недоучек, другие не имеют права принять их на работу, а страдают выпускники. Да и бизнесу это обходится в копеечку — приходится организовывать собственные курсы переподготовки и даже открывать корпоративные университеты. Топ-менеджеры компаний говорят: “Дайте нам бакалавра, и мы доведем его до ума”. Действительно, в финансовом и банковском деле, логистике, маркетинге, страховании, информационных технологиях кадры приходится готовить корпоративным способом. Частные компании берут шефство над определенным госвузом или факультетом, делятся с ним оборудованием, деньгами, дают своих специалистов. Стало нормой, что профильные дисциплины ведут сотрудники известных корпораций. Они доходчиво, на собственном опыте, объясняют ребятам, что от них хотят получить работодатели. Взамен фирмачи отбирают для себя самых талантливых и трудолюбивых. И все довольны: вузу — помощь, выпускникам — знания, бизнесу — специалисты.




Партнеры