Плаха за проезд

Цена жизни москвича равна цене билета в маршрутке

Недавняя авария на перекрестке 5-й Парковой улицы и Щелковского шоссе потрясла москвичей, ездящих на маршрутках. Столкнулись сразу две “Газели”. Одна загорелась. Пострадавшие пассажиры были госпитализированы... Московские маршрутки не без основания считают гибридом американских горок и русской рулетки. Почему обычные микроавтобусы в нашем городе стали экстремальным видом транспорта — попытался выяснить корреспондент “МК”, прокатившись по тому самому маршруту.

9.30 утра. Еду на “Щелковскую”. Стартую от дома — по Коровинскому шоссе. Тоже на маршрутке. Сказать, что шоссе забито, — значит, не сказать ничего. Хвост пробки упирается в пересечение с Дмитровкой. Маршрутку я поймал так: вышел на проезжую часть и почти на ходу залез в салон. Следующего пассажира водитель взял, “подрезав” легковушку через один ряд.

Подползаем к Ильменскому проезду. Светофор. У нас — зеленый, для всех выезжающих с Ильменского — красный. На который никто не обращает внимания. Все прутся, плюя на правила. А наш лихой водитель каким-то непонятным образом минует этот перекресток и выезжает на тротуар. Дальше едем уже среди пешеходов. Поближе к пересечению с Бескудниковским бульваром опять с великими трудами сползаем на Дмитровку. И всего через 20 с небольшим минут мы уже у метро “Петровско-Разумовская”. Своего рода рекорд. Обычно доезжаю минут за 30—40. Пешком идти примерно столько же...

...А вот наконец и “Щелковская”. Тот самый маршрут, что загорелся. “Ловлю” гаишника, дежурящего у перекрестка. Задаю один простой вопрос: отчего, по его мнению, водители “Газелей” так плохо водят? И получаю прямой, как разделительная полоса, ответ:

— А ты знаешь, какой у них ежедневный план? От 4 до 5 тысяч. Все, что сверху, — заработанное. Вот и корячатся по 12 часов и больше. Они нас боятся как огня. Я пока протокол оформляю, это минимум 10—15 минут, а это значит, что круг или полкруга они пропустят. Вот и пытаются откупиться...

Затем, не с первого раза, мне удалось разговорить одного водителя “Газели” (такое впечатление, что они работают на золотом прииске и дали подписку о неразглашении).

— Я, брат, приехал из Молдовы, — говорит он. — Выходит в месяц тысяч 15 на руки. План — 4,5 штуки. Официальная зарплата — 4600, но основное — то, что сверх плана. А не привез план — и вовсе зарплаты нет, только в ведомости за нее распишешься. Вот и работаем мы по 12 часов... Я еще ничего живу, мы квартиру снимаем на пятерых, а многие водители в парке ночуют.

Его коллега, устроивший себе короткий перекур на стоянке, подтверждает:

— Условия работы у нас — бесчеловечные. В 6 утра на линию, в 12 ночи — обратно. Действительно, на руки выходит от 15—16 тысяч. Хочешь денег — гони сверх нормы. Кто-то зарабатывает больше, если “забивает” на сон и выходные. Вот и бьются ребята...

Формально их работу регламентирует приказ Минтранса “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”. Вот цитата из него: “...водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников”. Но, во-первых, увеличивают время работы хозяева не до 12 часов, а вдвое. А во-вторых, кто видел профсоюзы у гастарбайтеров? И не дай бог увидеть — тогда нам точно копец. Ведь такой профсоюз заставит оплачивать человеческое отношение к водителям.

Все рассуждения о том, что приезжие водители позахватывали рабочие места москвичей, — от лукавого. Москвичам платить надо больше. И перерабатывать столько они не станут. Значит, потребуется больше людей. Тогда и цену проезда придется поднимать как минимум вдвое. А кто будет платить “полтинник” за поездку? Вы будете? Отсюда вывод: как мы платим маршрутчикам, так и рискуем жизнью.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру