Что стоит дороги построить

Дорожная сеть Подмосковья станет транспортным мостом между Европой и Азией

13 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 316

Считается, по древней поговорке, что все дороги ведут в Рим. Не менее справедливым будет добавить, что в России все дороги идут через Подмосковье — транспортное сердце страны. Сейчас в Московской области разрабатывается и внедряется несколько крупных дорожных проектов, которые позволят соединить транспортным мостом Европу и Азию.


Уже почти год страна живет в режиме реализации четырех национальных проектов, определенных президентом. Но вот, похоже, рождается пятый. Тоже по воле главы государства. Недавно в Ярославле на заседании президиума Госсовета было принято решение ударить по бездорожью в стране. По всем регионам сразу. За отсутствием готового рецепта по финансированию борьбы с ухабами определились к весне выработать закон об автомобильных дорогах и на его основе наконец-то всем миром взяться за одну из двух главных бед России.

В свете решений Госсовета интересно взглянуть на проблему дорог и бездорожья на примере отдельного региона. Например подмосковного. Региона оживленного, где сходятся все транспортные артерии и страны, и Европы. Какие тут дороги, что делается для их развития и каково их будущее? Об этом — интервью с губернатором Московской области Борисом ГРОМОВЫМ.


— Борис Всеволодович, как вам состоявшийся разговор в Ярославле?

— Вопрос рассмотрения состояния и развития дорожной сети не то что созрел — перезрел. Бездорожье уродливыми щупальцами стискивает страну, тормозит ее развитие, рост качества жизни населения. Это важнейшая стратегическая задача. Президент очень своевременно поднял ее, предельно обострил, вызвав региональных лидеров на откровенный разговор, и поставил конкретную цель — к 1 марта следующего года положить ему закон на стол. Откладывать дальше эту проблему нельзя. В ее решении — ключ, которым мы откроем все остальные, пока запертые и лишь приоткрытые двери к нашему общему благополучию. Мы здесь, в центре, еще развиваемся, строим дороги, но в глубинных районах страны ситуация действительно тяжелая.

— Насколько важна для вас проблема дорог в регионе? Какое место вы отводите ей?

— Мы каждый год принимаем комплексную программу социально-экономического развития Московской области. Ее утверждает областная Дума. Такой комплексный подход был рассмотрен и принят и на 2006 год. Он содержит девять областных целевых программ, среди которых и “Дороги Подмосковья”. Так что дороги, как видите, в числе девяти приоритетных задач.

— Какое значение имеют автомобильные дороги в развитии экономики подмосковного региона? Насколько вас удовлетворяет их состояние?

— Сеть автодорог Подмосковья, входящая в общую транспортную систему наряду с железными дорогами, аэропортами, речными путями, — важнейший элемент нашей экономики. От того, насколько эффективно они функционируют, зависит развитие региона.

Что же касается состояния дорог… На их качество оказывают влияние различные факторы. И первый из них, как ни парадоксально, — это повышение уровня благосостояния населения. Рост платежеспособности людей в границах Подмосковья выливается в значимую прибавку автомобилей — до 300 тысяч в год. А это означает дополнительную нагрузку на дороги. Не последнюю роль играет и рост транспортных потоков, следующих через область в столицу и из нее, по дорогам Подмосковья. Московские автодорожные узлы и развязки работают на пределе своих пропускных способностей, альтернативных маршрутов проезда явно недостаточно.

— Что сделано правительством области для развития дорог с тех пор, как к руководству регионом шесть лет назад пришла ваша команда?

— Отремонтировано более 7 тысяч километров автомобильных дорог, построено и реконструировано порядка 250 километров. Однако надо учитывать при этом следующее. Значительную роль в дорожном бюджете в последние годы все больше играют федеральные субсидии. А они имеют особый порядок выделения. Направляются только на реконструкцию и строительство автомобильных дорог и искусственных сооружений. Из-за этого существенно меняется и структура дорожных работ. Так, в 2000 году ремонтировалось более 2100 километров, а строилось и реконструировалось около 40 километров дорог. В 2006 году предусмотрено отремонтировать наполовину меньше, но в 3 раза больше реконструировать и построить. То есть пирамида по видам работ как бы перевернулась из-за того, что федеральные субсидии не идут на ремонт. Нам приходится рассчитывать только на свои средства.

— Существует ли четкий план развития дорог Подмосковья?

— Он называется “Областная целевая программа “Дороги Подмосковья на период 2004—2007 годов”.

В этом году в рамках ее выполнения значительная часть средств территориального дорожного фонда в виде федеральных субсидий, а это 3 миллиарда рублей, направлена целевым назначением на реконструкцию и строительство автомобильных дорог и мостов. Остающуюся часть нужно было так перераспределить, чтобы хватило на самый необходимый ремонт дорог и мостов. А ведь еще существует текущее содержание и повышение безопасности движения. Кроме того, необходимо приобретать дорожную технику, реконструировать и строить производственные базы, осуществлять проектно-изыскательские работы.

— И что сейчас строится на дорогах Подмосковья?

— Путепровод через железную дорогу в Климовске, мостовые переходы через речку Моча на подъезде к Подольску и через реку Осетрик в Зарайском районе. Очень много объектов реконструируется. Волоколамское шоссе под Красногорском, 148-й километр Минского шоссе — Дровнино, участок трассы Москва — Егорьевск — Тума — Касимов (Егорьевское шоссе) в Орехово-Зуевском районе, участок трассы Чехов—Кресты, мостовой переход через Клязьму в Павловском Посаде. Это самые крупные объекты, не считая строительства других дорог, мостов и путепроводов, а также подъездных путей к сельским населенным пунктам.

— А какова стратегия завтрашнего дня транспортной системы Московской области? Ведь нынешняя программа рассчитана до 2007 года…

— Мы уже разработали проект новой программы “Дороги Подмосковья” — до 2010 года. Сейчас разрабатывается еще один, более крупный. Он предусматривает развитие территорий Московской области, связанных со строительством и реконструкцией Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) до 2012 года. Достигнуты соглашения между областным правительством, Минтрансом России и РЖД по строительству путепроводов через железные дороги. “Мосавтодором” уже подготовлены предложения по предварительным объемам расходов на реконструкцию и строительство территориальных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Средства предусматривается получить из федерального бюджета в виде субсидий на ближайшие три года.

Всего к 2010 году предусматривается построить около 200 километров автомобильных дорог, 17 транспортных развязок, 7 мостов. Реконструкции будут подвергнуты почти 800 километров автомобильных дорог и 30 мостов.

— Как будут решаться проблемы финансирования дорожной отрасли в 2007 году?

— На следующий год нами принято 11 целевых программ. На их реализацию в бюджете заложено 24 миллиарда рублей. Еще один миллиард составят кредиты под государственные гарантии областного правительства. Так вот, 80% этих средств будет направлено на финансирование программы “Дороги Подмосковья”.

— Идут ли в дорожные проекты области иностранные инвестиции?

— Мы уже говорили с вами о резком росте интенсивности движения транспорта в последние годы. Этот рост диктует необходимость увеличивать пропускную способность дорог, обеспечивать на них условия безопасности. Эта проблема может быть решена приведением геометрических параметров дорог в соответствие с существующими нормативами. Проще говоря — строительством новых направлений с обходами населенных пунктов и транспортных развязок на разных уровнях. А в первую очередь на пересечениях наиболее оживленных маршрутов с железнодорожными линиями.

Сейчас ведется большая работа по привлечению иностранных инвестиций в дорожное строительство. Наша главная задача — сделать этот рынок привлекательным для инвесторов. В частности, для строительства областных дорожных объектов. Таких, как автомобильная дорога МКАД — Ногинск — Орехово-Зуево и трасса между Волоколамским шоссе в Красногорске и автомагистралью Москва — Рига. Уже подписаны соглашения о намерениях с компаниями из Франции, Италии, Германии и Греции.

— Вы упомянули ЦКАД. Об этом сейчас много говорится, но не все четко представляют себе замысел этого проекта. В чем его особенность, что даст он Подмосковью?

— Проект действительно грандиозный, он только начинается, и не все о нем все знают. ЦКАД станет в ближайшие годы основным приоритетом стратегии развития автодорожной инфраструктуры Московской области. Трасса будет пролегать по участкам существующих Малого и Большого бетонного кольца в Подмосковье и составит около 500 километров.

По замыслу, ЦКАД должна разгрузить МКАД от транзитного транспорта, а также головные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы, и развить поперечные транспортные связи.

Вместе с тем геополитическое положение Московской области на карте России обуславливает ее роль транспортного моста не только между Европой и Азией, но и между отдельными европейскими странами и регионами нашей страны. ЦКАД станет одним из связующих элементов на территории Московской области. Она обеспечит нормальное функционирование международных трансъевропейских коридоров, сохранит сложившиеся потоки грузов через Российскую Федерацию.

— Все ли учтено при разработке этого проекта с точки зрения сохранения экологии, не пострадает ли природа?

— Эти вопросы учитывались в первую очередь. Без положительного заключения природоохранных структур идея и не затевалась бы. Западная часть Московской области традиционно развивалась преимущественно как “легкие” Москвы и особо престижная рекреационная территория Подмосковья. Поэтому перераспределение грузовых потоков между автодорогами “Беларусь” и Москва — Санкт-Петербург целесообразно осуществлять по отрезку Большого кольца. Так мы пощадим и сохраним уникальную природу. Это позволит сберечь ценные рекреационные историко-культурные территории и сложившуюся застройку исторических городов и поселений.

Кроме того, строительство подмосковного “автокольца” на базе существующих кольцевых автодорог также позволит значительно снизить экологический ущерб от строительства новых автодорог, затраты на выкуп земельных участков и инженерно-изыскательские работы.

— Одно из самых загруженных — Егорьевское шоссе. Его в планах по расширению или реконструкции не забыли?

— Задача необходимости вывода движения транзитного транспорта, следующего по Егорьевскому шоссе через целый ряд населенных пунктов, давно стоит на повестке дня. Еще в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века “Мосавтодор” проводил работу по предпроектной подготовке и выбору трассы нового направления автомобильной дороги Москва — Егорьевск — Тума — Касимов. Это должно было произойти на участке обхода города Люберцы и других прилегающих населенных пунктов. Однако положительного согласования от всех заинтересованных организаций и учреждений получить не удалось. Все уперлось в плотную застройку прилегающей территории и наличие ценных лесных массивов лесопарковой зоны.

В итоге построили только путепровод через железную дорогу у станции Хрипань. Однако расположение этого объекта делали с расчетом на возвращение к перспективе нового направления Егорьевского шоссе.

Сейчас ведется подготовка к реализации проекта строительства платной магистрали МКАД — Ногинск и далее до Орехово-Зуева. На головном участке трасса новой магистрали пройдет в обход между Люберцами и Железнодорожным. Далее от нее должно взять начало новое направление Егорьевского шоссе. Оно обойдет населенные пункты и выйдет на существующий путепровод через железную дорогу у станции Хрипань.

— Без транспорта село, сами понимаете, не поднять. В каком состоянии сельские дороги? Что делается для того, чтобы улучшить эту ситуацию в Подмосковье?

— В Московской области почти 900 сел и деревень не имеет транспортной связи по дорогам с твердым покрытием. Нетрудно понять, какие неудобства в связи с этим приходится испытывать тем, кто живет в таких населенных пунктах. Особенно в экстренных случаях. Когда из-за бездорожья не могут своевременно прийти на помощь людям пожарные машины, “скорые”, не развивается торговля, сельское хозяйство. Больше всех при этом страдают старики.

В таком положении транспортную сеть на селе оставлять никак нельзя. Вопрос имеет огромное социальное значение. Мы этим серьезно занимаемся. В течение восьми лет запланировано привести в нормативное состояние сельские автомобильные дороги. Это позволит принять их в сеть автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, дополнительно принята Программа обеспечения подъездов к населенным пунктам автомобильными дорогами с твердым покрытием. Она согласована с администрациями всех районов.

— Очень важно не только расширение сети дорог, но и улучшение качества их строительства. Вы можете сказать, что оно за последние годы повысилось? Кто следит за качеством дорог?

— Полностью отвечает за содержание и ремонт дорог “Мосавтодор”. Значит, и повышение качества дорог — тоже его прерогатива. Хочу заметить, что дорожники очень ответственно подходят к выполнению своих обязанностей. Для этого есть соответствующая структура организаций и предприятий.

Особое внимание уделяется внедрению новейших дорожно-строительных технологий, а также проблемам повышения качества ремонтных работ. Начиная с 2000 года ведется широкое внедрение устройства верхних слоев на наиболее интенсивных участках автомобильных дорог из щебеночно-мастичного асфальтобетона. На объектах строительства и ремонта получили широкое применение современные уплотнители обочин, машины для отсыпки обочин грунтом, щебнем или гравийно-песчаной смесью, выпускаемые на подмосковных предприятиях.

— Труд дорожника нелегок. Достаточно ли он оплачивается? Нет ли проблемы кадров, привлекаемых для работы в этом большом и хлопотном хозяйстве?

— Дорожная отрасль имеет свою непростую специфику. Это тяжелая работа, которая далеко не всем под силу. Поэтому дороге постоянно требуются специалисты различных профилей. Что касается оплаты труда… В настоящее время в дорожной отрасли действует соглашение, формирующее уровень оплаты труда работающих с учетом надбавок за выслугу лет, квалификацию и прочих социальных выплат. В соответствии с этим документом происходит индексация зарплаты, компенсирующая рост цен. На сегодня средняя зарплата по подрядным организациям “Мосавтодора” равна 13 тысячам рублей. К концу года она должна подняться до 15 тысяч.

— Вам ежедневно приходится ездить по Подмосковью. На ваш взгляд, где в регионе лучшие дороги?

— Хорошие трассы есть в Подольском районе. Могу также выделить автомобильные дороги Ступинского, Талдомского и Ногинского районов.




    Партнеры