Правило четырех “Э”

Дирижаблестроение повернуло время вспять

13 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 204

В последнее время все чаще стали говорить о дирижаблестроении. И это уже не романтические вздохи о прошлом, а самая объективная и осязаемая действительность. По небу вдруг возьмет и пролетит какой-нибудь воздухоплаватель на дирижабле. И вроде время не идет вспять, и высокотехнологичные конструкции в космос запросто пускают.

В городе Долгопрудном отмечалось сразу два юбилея: 75-летие “Дирижаблестроя” и 50-летие Долгопрудненского КБ автоматики, преемника славного советского дирижаблестроительного предприятия.

В 1931 году советское правительство, оценив достижения отечественного воздухоплавания, своим постановлением переименовало Базу опытного строительства и эксплуатации дирижаблей в производственно-эксплуатационное предприятие “Дирижаблестрой”. В 1932 году в небо поднялись сразу три советских дирижабля — В-1, В-2, В-3, и “Дирижаблестрой” уже стал называться научно-исследовательским комбинатом, а сами аппараты стали совершать маршрутные полеты между Москвой, Ленинградом, Горьким, Харьковом.

За все существование госпредприятия “Дирижаблестрой” было построено более десятка дирижаблей. Трудно переоценить достижения конструкторской мысли тех лет. Многие конструкторские решения, учитывая новые технологические возможности и сегодняшние достижения науки, актуальны и конкурентоспособны сегодня.

Второго юбиляра — ДКБА — можно считать ближайшим родственником первого. Предприятие возникло в 1956 году. “Холодная война” между странами-победительницами перешла в “технологическую стадию”, перейдя от слов к делу. На аэростатах-разведчиках, запущенных над территорией СССР, были установлены фотокамеры, с помощью которых производился сбор разведданных. Советское правительство, принципиально пересмотрев свое отношение к воздухоплавательным системам, которые до этого, казалось, навсегда сошли с исторической сцены, предприняло необходимые меры по восстановлению воздухоплавательной индустрии. По всем признакам на базе ДКБА стал возрождаться “тот самый” “Дирижаблестрой”, часть коллектива которого после расформирования комбината работала в ЦАГИ и ОКБ-424. Да и территория нового КБ оказалась “там же”, на землях легендарного комбината, включая и сам исторический эллинг, который был создан в конце XIX века немецкими инженерами, использовавшими самую лучшую по тем временам, да и сегодня крупповскую сталь.

В рамках юбилейных торжеств была представлена Концепция развития воздухоплавательной техники и дирижаблей нового поколения в России на период до 2015 года, на основе которой в течение десяти лет планируется интенсивно развивать индустрию воздухоплавательной техники. Так, уже в первом полугодии 2008 года в небо взлетит ДС-3 — высокотехнологичный дирижабль грузоподъемностью 3 тонны. Это судно разработано для решения целого спектра специальных задач — от мониторинга окружающей среды до транспортировки грузов.

Вообще, интерес к воздухоплавательной технике в последние годы резко вырос, значительно увеличился круг юридических и физических лиц, которые так или иначе работают в области воздухоплавания. Мы призываем всех, кто занимается воздухоплаванием, консолидироваться и объединять интересы в развитии отечественной аэронавтики. Для нашей страны воздухоплавание не просто новое слово с позиции технологий, это и социально-политический фактор, и правило четырех “Э”: экономично, эффективно, экологично, экзотично.




    Партнеры