Замороженные дедушки

Актер “с Колымы” стал жертвой кремлевских елок

21 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 766

Есть старый анекдот о том, как у российского актера в середине декабря раздается телефонный звонок. Ассистент Стивена Спилберга сообщает, что тот утвержден на главную роль в новом блокбастере, но собираться нужно быстро: съемки, мол, с 24 декабря по 15 января. “Да вы обалдели?! — возмущается наш актер. — У меня же елки!”

Шутки шутками, но и по сей день в предновогодние дни для многих русских артистов (в том числе и столичных) остается актуальным когда-то кем-то придуманный полуюмористический слоган: “Кормят ноги волка, а актера — елка”. Понятно, что нынешним мегазвездам отечественного кинематографа не к лицу веселить детишек на утренниках. Хотя некоторые из них не без видимого удовольствия примеряют новогоднюю экипировку в фильмах. О них сегодня и пойдет речь.

ГЛАВНЫЕ ДЕДЫ СССР

Есть в истории российского кино два ярких примера того, как по подобию того артиста из анекдота в жертву работе на детских новогодних утренниках приносилась успешная кинокарьера. Правда, речь идет о главной елке страны, которую раз в год для лучших октябрят и пионеров устраивали в Кремлевском дворце съездов партия и правительство. Имена этих актеров-жертв — Александр Хвыля и Роман Филиппов.

Сначала немного истории. Новогодние утренники в Кремле в Советском Союзе проводились по личному указанию Сталина с 1937 года с четырехлетним перерывом во время Великой Отечественной войны. До победного 45-го “морозили” на главной елке разные артисты Мосэстрады, а с 1 января 1946 года на постоянную 15-летнюю новогоднюю дедморозовскую вахту заступил известный московский чтец Сергей Преображенский. В 1964 году, после выхода на киноэкраны страны сказки “Морозко”, режиссер Александр Роу, пользуясь некоторыми связями в Министерстве культуры, сосватал на Кремлевскую елку Александра Хвылю, сыгравшего в фильме главного героя. Александр Леопольдович с энтузиазмом взялся за дело. При нем был пошит новый роскошный костюм Деда Мороза по цене подержанной “Волги”, а ставка кремлевского Морозко увеличена в полтора раза — с 16 до 24 рублей за утренник. Именно Хвыля настоял, чтобы на детском празднике в Кремле появилась Снегурочка (до этого такого персонажа на главной елке страны не было, Баба-Яга была, а Снегурочка — нет). Кстати, легенда гласит, что одной из внучек сказочного Деда выступила тогдашняя студентка, а в будущем кинозвезда Люба Полищук. Вместе с тем из-за занятости в предновогодние дни Хвыля вынужден был отказываться от многих кинопроектов. В результате его просто перестали приглашать, и Хвыля, до 1964 года сыгравший заметные роли в фильмах “Королева бензоколонки”, “Кубанские казаки”, “Весна”, “Пятнадцатилетний капитан”, “Алые паруса”, запомнился после начала своей дедморозовской эпопеи лишь участием в киносказках да двумя эпизодами — ролью Ферапонта в пырьевских “Братьях Карамазовых” и метрдотеля в “Бриллиантовой руке”.

Именно на съемочной площадке гайдаевской кинокомедии Хвыля познакомился с актером Малого театра Романом Филипповым, которому неосторожно рассказал о кремлевском новогоднем малиннике. И уже в 1970 году фактурный и басовитый Роман Сергеевич, обив немало порогов, был назначен дублером стареющего Хвыли на праздниках в Кремле.

БИТВА МОРОЗОВ

Дублеры у Александра Леопольдовича были и раньше, но никто из них не посягал на святое. Молодые актеры работали утренники, только когда не мог или не хотел сам мэтр — в его костюме и под записанную им фонограмму. Филиппов переписал “фанеру” своим голосом. Для него пошили отдельную шубу. И он стал требовать, чтобы они с Хвылей работали через раз. Между двумя Дедами Морозами пробежала черная кошка. Попытавшийся примирить актеров Гайдай пригласил их обоих в свой новый фильм “12 стульев”, но на съемочной площадке Хвыля с Филипповым не разговаривали и демонстративно отворачивались друг от друга. Хотя работы под Новый год хватало обоим (в день давали по три представления). Роман Сергеевич, по воспоминаниям коллеги по театру Виктора Борцова (Савва Игнатьевич из “Покровских ворот”), в декабре—январе даже доплачивал актерам, которые соглашались выходить вместо него на сцену. В результате — немного заметных работ в Малом и чаще эпизодические роли в кино. Хотя и запоминающиеся — Никола Питерский в “Джентльменах удачи”, Камнеедов из “Чародеев” и, конечно же, простодушный сибиряк из “Бриллиантовой руки” с двумя ставшими крылатыми фразами: “Зачем Володька сбрил усы?” и “Будете у нас Колыме — милости просим!”. Филиппов был самым “антисоветским” Дедом Морозом.

Популярный актер театра и кино Александр Леньков, тоже по молодости веселивший пионерию в Кремле (правда, преимущественно в образе Бабы-яги или старухи Шапокляк), рассказывает:

— Роман любил травить байки и политические анекдоты, пел в гримерке в перерывах между представлениями антисоветские частушки. Такой ка-а-айф! Представляете, мы в Кремле, а он что-то про Ленина, про Павлика Морозова поет — с матом и очень остроумно. (Говорят, актеру благоволил сам Брежнев, водивший внуков на кремлевские утренники именно на Филиппова. — Я.Щ.)

Последний раз Роман Сергеевич переоделся в Деда Мороза 1 января 1992 года. После этого кремлевские елки на несколько лет отменили, а сам актер в том же 92-м скончался.

И.О. ЧЕЛОВЕКА-ПРАЗДНИКА

Уже в последние годы XX столетия власти снова озаботились дедморозовской проблемой. Вернули детские новогодние елки в Кремле, назвав их президентскими. Придумали Морозу родину — Великий Устюг. И кроме внучки Снегурочки у современного Деда есть официальный помощник — актер Дмитрий Назаров. Глупые взрослые уверены, что Назаров и есть главный российский Дед Мороз. Сам он категорически против подобной постановки вопроса.

— Я Дедом Морозом не был, быть не могу и никогда не буду, потому что Дед Мороз настоящий и он существует! — утверждает Назаров. — А я при нем уже несколько лет в помощниках. Когда меня только познакомили с Дедом, мы с ним проговорили обо всем около часа. Я честно рассказал о себе. Врать ему бесполезно, его обмануть невозможно. И он сказал: “Ладно, давай помогай”. Были и другие претенденты, но Дед одобрил именно меня. Предварительно я просил благословения у нашего Патриарха. Я все-таки человек верующий, а Дед Мороз — языческое божество. Но Алексий II посоветовал согласиться, сказал, что наших детей необходимо возвращать к своим корням, к отечественной истории. Главное заблуждение взрослых — Деда Мороза нет, а есть артист Назаров, который его играет. Зачем его играть, если он настоящий. Я на правах помощника стараюсь прочитывать все письма, приходящие к Морозу. Один мальчик просил мужа-блондина для мамы. Помню, девочка умоляла приехать к ней на весь год и пожить в их холодильнике. Просят кукол Барби и другие дорогие игрушки. А от иных писем мурашки по коже и комок в горле. В наше время ребенок присылал тетрадный лист, сложенный треугольником, как в войну, и попросил у Деда Мороза кусок хлеба...

— Вы по примеру ваших коллег из советского прошлого смогли бы пожертвовать ради роли Деда Мороза в Кремле театральной и кинокарьерой?

— Еще раз повторяю: я не выступаю в роли Деда Мороза… Он добрый и ему не нужны такие жертвы. Для меня работа — главное. А еще важнее семья — что бы ни произошло, предпраздничные и послепраздничные дни, а также сам Новый год я провожу с женой и детьми. Это традиция.

ЛЖЕКРАСНЫЕ НОСЫ

В разное время шубы, бороды и красные носы Деда Мороза на киноэкране примеряли Олег Табаков в “Сироте казанской”, Валерий Золотухин в “Чародеях”, Александр Збруев в “Бедной Саше”. А Олег Янковский и даже актриса Наталья Щукина в фильме “Приходи на меня посмотреть” переодевались в дедморозовский костюм по очереди. Олег Иванович, несмотря на свой звездный статус, “дедморозит” до сих пор. Правда, лишь для узкого круга избранных.

— У нас в семье ежегодно в образе Деда Мороза приходит к моим внукам мой сын Филипп, — рассказывает актер. — Но иногда так случается, что он не успевает. Тогда я сам с удовольствием надеваю шубу и клею бороду. Мои малыши пока меня в таком виде не узнают и очень радуются. И я радуюсь вместе с ними, оттого что им весело...

У Валерия Золотухина к работе Деда Мороза отношение сложное:

— Конечно, в студенческие годы мне пришлось ходить по квартирам в шубе и бороде, поздравляя детей. Это была возможность получить хоть какую-то прибавку к небольшой студенческой стипендии. Когда был молодым актером, тоже назначали Дедом Морозом. Хочу, не хочу — тогда никто не спрашивал. Поэтому для меня это не любимая работа, а скорее не слишком приятная обязанность.

Олег Табаков красовался в облике Мороза всего раз в жизни — как раз на съемочной площадке фильма “Сирота казанская”.

— Может, когда-нибудь и облачусь в шубу, надену бороду и приклею красный нос. Но пока мои сыновья для этого слишком взрослые, а дочь очень маленькая, — поделился с “МК” Олег Павлович. — Хотя однажды я вышел к елке на детском утреннике. Было это еще в пору моей работы в театре “Современник”. Актер, который должен был играть Бабу-ягу, накануне запил. Пришлось мне спасать праздник. К ужасу моего сына Антошки, который тогда был еще маленьким. И очень переживал, что не может понять, папа это или настоящая Баба-яга. А когда мой ученик Володя Машков в своей “Сироте казанской” нарядил меня в Деда Мороза, я вспомнил замечательного артиста старой школы Николая Охлопкова. Когда Николая Павловича назначили заместителем министра культуры СССР, он сказал: “А что? Я и королей играл!”

Так же, как и Табакову в “Сироте казанской”, Александру Збруеву пришлось однажды обряжаться в шубу Деда Мороза в фильме “Бедная Саша”.

— Даже когда мы были помоложе и не такие известные, как сейчас, я не “морозил”, — сказал Александр Викторович “МК”. — Хотя многие мои коллеги этим занимались с радостью ради дополнительного заработка и не понимали, почему я не хочу. Не то чтоб я сноб какой-нибудь и считал это зазорным. Просто чувствовал — не мое. Единственное воспоминание от пребывания в дедморозовском тулупе в “Бедной Саше” связано с тем, что в нем было очень жарко. Кстати, в связи с этим и с тем, что зима у нас нынче, как в Европе, с плюсовой температурой, не завидую я тем артистам, которым предстоит “морозить” в ближайшие дни. Упарятся ведь, бедолаги!..




Партнеры