Лидер КПРФ волей случая попал в самую гущу детективных событий — неизвестный гражданин передал ему украденную из Эрмитажа картину “Бассейн в гареме” ценой в миллион долларов. Что говорят эксперты о подлинности полотна? Каков психологический портрет преступника? И понравился ли “Гарем” с художественной точки зрения самому Геннадию Зюганову? Об этом узнали корреспонденты “МК”.
Экспертизу картины доверили сотрудникам ГМИИ им. Пушкина. Анна СУЛИМОВА изучала полотно около пяти часов. “МК” удалось получить ее комментарий.
— Была проведена так называемая экспресс-экспертиза. Это когда эксперты изучают экспонат без специальной техники. Заключения делают на основе цвета, красок и даже запаха... На данный момент давать сто процентов, что это тот самый шедевр, нельзя. Лично я даю только 99 процентов. Теперь картину нужно подвергнуть длительному изучению со спецтехникой.
Директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ присутствовал при экспертизе. И на 80% уверен, что перед ним подлинник:
— В этой ситуации нужно быть очень осторожным с заключениями. Действительно, похоже, что передо мной та самая картина. Но нужно сделать более детальную экспертизу, чтобы 20 процентов сомнений исчезли. Теперь главная задача — закрепить полотно таким образом, чтобы, не травмируя, транспортировать в Эрмитаж. Экспертизой и реставрацией будут заниматься наши сотрудники.
* * *
Почему полотно оказалось в таком отвратительном состоянии? За комментарием мы обратились к известному антиквару Ксении ЦАНН-КАЙ-СИ.
— На мой взгляд, кража этой картины из Эрмитажа была актом вандализма. Его можно сравнить с “покушением” на “Данаю” Рембрандта, которую психически больной человек облил кислотой. Тот, кто украл “Бассейн в гареме”, — либо вандал, либо сумасшедший. Для любого антиквара совершенно очевидно, что продать такое полотно нельзя.
Геннадий Зюганов: “Я сам когда-то пробовал рисовать — и карандашом, и красками”
— Геннадий Андреевич, вы интересуетесь искусством вообще и живописью в частности?
— Я всегда стараюсь помочь работникам культуры и искусства и, если у них возникают какие-то вопросы, поддерживаю по возможности. Помогал организовывать выставки Шилову, Глазунову, спросите у них — они помнят.
— Сами произведения искусства не коллекционируете?
— Нет. Но если удается — на выставки хожу. Недавно был на выставке народных промыслов — очень интересно, это ведь родное все, народное...
— А какую живопись вы любите?
— Я в этом смысле “реалист” — предпочитаю реалистическое искусство. Передвижников русских очень люблю, пейзажи. И дома у меня очень много альбомов по искусству.
— Картины есть?
— Только те произведения искусства, которые связаны с какими-то воспоминаниями, дорогими мне людьми. Вот есть картина моего товарища по университету... Есть мой портрет работы Шилова — он к юбилею написал, очень удачный портрет...
— “Бассейн в гареме” вам понравился?
— Я еще не берусь судить, тем более что картина не в лучшем состоянии. Но видно, как тщательно все прорисовано, мастерски. Сразу чувствуется — писал настоящий художник. Не случайно это полотно купил Александр Третий...
— А сами живописью не занимаетесь?
— Нет. Пробовал когда-то рисовать и карандашом, и красками, но в молодости кто только не пробовал! Как-то, помню, в армии такую красивую стенгазету со стихами выпустил — все зачитывались...