“Волкодав...” загрызет “Властелина колец”

Домогаров стал людоедом

Новый блокбастер Николая Лебедева “Волкодав из рода Серых Псов” с 1 января выходит на экраны. Официальная премьера будет уже 22 декабря. До этого Лебедев снял триллеры “Змеиный источник”, “Поклонник”, “Изгнанник”, военную драму “Звезда”. Режиссер взялся за масштабную экранизацию романа-фэнтези. Вместе с ним новый жанр осваивали именитые любимцы публики, которые до “Волкодава…” никогда в фэнтези не снимались. В главной роли — театральный актер Александр Бухаров. Суперсовременная героиня нашего времени Оксана Акиньшина сыграла средневековую княжну, Игорь Петренко — ее брата, Александр Домогаров — Людоеда, а Юозас Будрайтис стал “министром культуры” сопредельного княжества, аристократичный злодей Андрей Руденский превратился в слепого мудреца, Нина Усатова — в шепелявую атаманшу агрессивного и темного лесного племени.


“Волкодав из рода Серых Псов” — это событие. Это “Властелин колец” по-русски в самом хорошем смысле. 136 минут зрелища, от которого не оторваться. Производственный бюджет весьма солидный для России — 10 миллионов долларов. Причем смотришь и видишь, куда они пошли — до копеечки. Корр. “МК” посмотрел “Волкодава…” накануне премьеры и поспешил раскрыть некоторые секреты читателям нашей газеты.

Кому и за что мстил Волкодав

Работники ножа и топора во главе со своим атаманом Людоедом сожгли деревню и убили родителей на глазах маленького мальчика. Ребенка отправили на рудники. Однако сирота не погиб от непосильной работы и еще спас от смерти летучую мышь, прозванную за поврежденное крыло Нелетучим Мышом. На рудниках парень победил страшного охранника по прозвищу Волк, и был отпущен на свободу. Он взял себе имя Волкодав и отправился на поиски Людоеда, чтобы отомстить за уничтоженный род Серых Псов. Поиски врага привели в Волкодава мрачный Галирад. Там он стал охранником дочери кнеса и вызвался отвести ее к жениху в соседний город. По дороге кнесинка рассказала ему о проклятии, тяготеющем над Галирадом...

Сцены в мрачных лесах, полных призраков и враждебных племен, панорамы гор, лугов снимали в Словакии. Режиссер объехал пол-Европы: пока не решил, что именно в Словакии нужная атмосфера.

Про шум битвы и замок людоеда

Для работы над эффектами в картине под эгидой студии “Dr. Picture” было объединено 15 компаний из Санкт-Петербурга, Киева, Минска — более 140 человек. И все для того, чтобы как можно ярче показать средневековый мир магии и колдовства.

“Волкодав…” превзошел все “Дозоры”. В “Ночном” — 400 обработанных на компьютере кадров, в “Дневном” — 800, а в “Волкодаве” — 1600. Главное достижение фильма в этом плане — Нелетучий Мыш. Такого в нашем кино еще не было. Временами на экране Мыш настоящий (его изображала камбоджийская летучая лисица), а временами — компьютерный. Над ним работали 20 аниматоров, не считая разного рода осветителей и техников. Даже оператор фильма, придя в монтажную, иной раз путался, где живой Мыш, а где нарисованный.

“МК” поговорил с бойцами невидимого фронта — специалистами звука и изображения, чтобы узнать, как что делалось.

Александр Погосян, звукорежиссер:

— Смотрел “Волкодава…” бессчетное количество раз — знаю наизусть все реплики. Мы использовали разные натуральные шумы, что-то подкладывали на крики животных, изменяли на разных скоростях и сводили на разных уровнях. Для записи синхрона мне в студию привозили копья, кольчуги, дубины. При работе над реалистическим фильмом не позволишь использовать, например, кваканье лягушки, если по сюжету поздняя осень. А на “Волкодаве...” можно было развернуться без оглядки на реализм.

В фильме много батальных сцен. Звук к ним делали долго и кропотливо. Каждый удар надо озвучить синхронно, кроме того, они не должны быть одинаковыми. Например, сторонники Жадобы облачены в кольчуги. Значит, сначала идет звон удара по железу, потом хруст меча, входящего в тело, потом шелест крови. Из стольких фактур — один удар. А их было очень много.

Владимир Лещинский, супервайзор визуальных эффектов:

— Удалось все. В финальной битве летающая каменная птица и вырвавшаяся Морана — наш прорыв по спецэффектам. Галирад во многом дорисован, потому что он был выстроен на “Мосфильме” и в объектив камеры попадали стены павильона. Снимали осенью, и небо над городом закрывали облака, которые не давали необходимого эффекта — обреченности Галирада. Тогда мы дорисовали черную тучу. За мрачным городом воссоздали горы и солнце.

Пришлось постараться и в сцене атаки тумана. Настоящий туман, обволакивающий своих жертв, стал основой, а мы доделали щупальца. Мы старались добиться, чтобы щупальца выглядели как можно реалистичнее и не отличались от самого тумана.

Откуда “ноги” у летучих мышей

Виктор Лакисов, режиссер анимации:

— Камбоджийская летучая лисица играет у нас Нелетучего Мыша. Это первый опыт, когда такое редкое животное снималось комбинированным образом: настоящая и компьютерная. У нас получилось более ста планов компьютерного Мыша. Хотя на экране они занимают всего 8 минут. Над изучением анатомии камбоджийской лисицы пришлось попотеть. Мы ездили к дрессировщице Наталье Пасхиной с фотоаппаратами и видео. Но лисицы такие вертлявые, что измерить их как следует было трудно. Да еще их мягкая шерсть очень мешала. Так что устройство шеи нам удалось узнать приблизительно. Еще нам важно было увидеть движения и понять их образ жизни. Но в вольере они себя ведут не как в природе. Поэтому хорошей подмогой стали документальные фильмы. Я понял физику полета: птица летает, отталкиваясь от воздуха, а мышь, как пловец, загребает его. В общем, нашим Мышом я доволен.

Наталья Пасхина, хозяйка летучих мышей:

— Камбоджийскую летучую лисицу нередко еще называют таиландской, — уточняет дрессировщица. — По сюжету персонаж — мальчик, но играет его девочка. Вернее, три девочки: Сонечка, Чира и Гоша. Последняя — тоже представитель прекрасного пола, названная так за свой серьезный, мужской характер. Их привезли из одного ресторана в Камбодже. Бедняжкам была уготована участь попасть на обеденный стол в виде шашлыка. Но наши киношники спасли их от смерти. Еще в конце 90-х годов Джаник Файзиев задумал экранизировать “Волкодава…”, он как раз готовился к съемкам, и когда увидел лисиц, то сразу их купил. Проект Джаника не состоялся, но лисицы остались у меня. Чира родилась уже здесь.

Когда картину решил снимать Лебедев, он обратился в научный отдел Московского зоопарка с просьбой посоветовать ему актера на роль Нелетучего Мыша. А там ему порекомендовали меня. И как же он был удивлен, когда я ему рассказала, что мои лисицы и предназначались для “Волкодава…”! Тем более что они были уже подготовлены для съемок. Их приучили не бояться света, камеры, большого скопления людей. Но потом оказалось, что я упустила присутствие на площадке огромного вентилятора-ветродуя, создающего порывы урагана в волшебном фэнтезийном мире. Поэтому лисичкам пришлось несладко, так же как и Волкодаву, на могучем плече которого одной из них надо было сидеть.

— Говорят, они покусали актеров...

— Камбоджийские летучие лисицы — не какие-нибудь кровожадные вампиры. Они пьют соки, питаются фруктами, любят сладкое. Так что их покусывание было не по злобе — они просто уставали, поэтому мы их меняли. Хотя в большинстве случаев крупным планом снимали Сонечку — ей очень нравилось позировать перед камерой. Чира — очень подвижная. Ее привлекали в динамические сцены. А решительную Гошу звали там, где нужен темперамент. Из своих крылатых коллег Гоша самая требовательная и самокритичная. Когда она видела, что у нее все хорошо получилось, она меня в качестве поощрения гладила лапкой по щеке.


РЕЙТИНГ

Фильм получился ярким, зрелищным и, главное, масштабным. “МК” решил уточнить, что создателям показалось самым простым, а что самым сложным.

Александр Погосян:

САМОЕ ПРОСТОЕ. Голос Жадобы. Сначала это был обыкновенный голос актера, потом мы его немного “корежили”, добавляли к нему звериный рык и глухоту.

САМОЕ СЛОЖНОЕ. Голос Нелетучего Мыша. Я возился с ним долго. По многу часов сидел у дрессировщицы с магнитофоном. Но животные оказались молчаливыми и, как мы их ни провоцировали, пискнули всего пару раз. Хозяйка подсказала, что их крик напоминает крик галок. Я их послушал, но — не то. Посмотрел документальные фильмы Би-би-си. Однако там летучие мыши кричат хором, а нужен одиночный голос. В итоге я выкладывал голос Мыша из крика белки и крысы. Получилось нечто вроде обезьяньих позывных. Сам, когда слушал готовый материал, остался не очень доволен. Хотелось приблизить его голос к разговорному, то есть не ограничиваться одной интонацией, а выдать целый спектр эмоций.

Наталья Пасхина:

САМОЕ ПРОСТОЕ. Чтобы крылатая актриса сидела спокойно на плече Волкодава, приходилось мазать это место шоколадом.

САМОЕ СЛОЖНОЕ. Животные изнемогали от страха перед ревом ветродуя и от дублей — много раз приходилось делать одно и то же.

Виктор Лакисов:

САМОЕ ПРОСТОЕ. Общие планы Мыша. Ведь герой вдалеке, его легче рисовать, тогда как при крупном плане важно передать каждую вздрогнувшую от движения шерстинку.

САМОЕ СЛОЖНОЕ. Нас беспокоила сцена, когда Мыш берет в лапку камень. В действительности он не мог этого сделать. Ведь летучие мыши висят кверху ногами, и лапы у них развернуты во внешние стороны, чтобы удобнее цепляться. Для сцены с камнем нам пришлось “развернуть” их внутрь.

Владимир Лещинский:

САМОЕ ПРОСТОЕ. “Стирать” канаты и веревки, которые поддерживают актеров в кадре. Но это уже давно не считается спецэффектом — просто служебная необходимость.

САМОЕ СЛОЖНОЕ. Финальная битва на Великой Препоне — очень масштабная и кропотливая работа. Горы, каменный мост между ними, небо, разбушевавшуюся птицу, возникшую Морану тоже дорисовывали. Причем облик Мораны и каменной птицы придумывали сами. Для воплощения торнадо из камней, вызванного появлением Мораны, мы писали специальную программу на компьютере. Вся битва с участием актеров проходила в специально построенной декорации и на хромокее.

КИНО В ДЕТАЛЯХ

• Харюки — большие любители рыбы. Улов у них висит по всему поселку. Бутафорскую рыбу, штук 40, сделали заранее. Но ее оказалось мало. Решили докупить настоящей. Пришлось чуть ли не ночью искать магазины с живой рыбой. Правда, вместо нужных 100 кг удалось купить только 70. До утра потрошили и солили, чтобы рыба не портила тухлым запахом творческую атмосферу на площадке, поскольку снимали сцену 5 дней.

• В начале фильма есть сцена, в которой кони злодеев сшибают корзину яблок и они крупным планом катятся под копытами. Для нее купили крупные, яркие яблоки, чтобы они хорошо смотрелись в кадре. Только приготовились к съемке, как вдруг исполнительный продюсер фильма Ирина Лебедева заметила на них наклейки из супермаркета. Пришлось за пять минут всю корзину перебрать и отодрать эти метки.

• Для роли Волкодава Александру Бухарову пришлось похудеть за месяц на 11 кг. 3 месяца актер потратил на то, чтобы научиться выполнять все трюки самостоятельно. Он — единственный, у кого наращенные волосы, остальные актеры-мужчины играют в париках. Кроме того, Бухаров снимался у Лебедева в “Звезде” в эпизоде, который режиссеру пришлось вырезать на монтаже. Но он не забыл о нем. Также из “Звезды” в “Волкодав из рода Серых Псов” перекочевали Игорь Петренко (Лучезар) и Артем Семакин (Эврих).

• В озвучании принимали участие и актеры, не занятые в съемках: Ирина Лачина, Евгений Миронов, Владимир Симонов, Светлана Коркошко, Сергей Бурунов.

• Оператор-постановщик поляк Ирек Хартович вот уже 25 лет живет в Америке. Работал со Стивеном Спилбергом и другими звездами Голливуда. Лебедев познакомился с ним на российско-американском фильме “Изгнанник” (“The Iris Effect”), где Николай был режиссером.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру