НАТО умереть!

В Афгане по-прежнему гибнут российские летчики

27 лет назад случилась война в Афганистане — первые советские армейские части пересекли границу в районе реки Амударья 25 декабря 1979 года. Через два дня в кабульском аэропорту высадилась Витебская воздушно-десантная дивизия… 17 лет назад та война закончилась. Оставив почти 15 тысяч погибших солдат за высокими перевалами Гиндукуша, наша армия ушла домой с развернутыми флагами. Но вот парадокс — сейчас, когда территория Афганистана контролируется “ограниченным контингентом войск НАТО”, там продолжают гибнуть россияне!

2 декабря под Кандагаром боевики движения “Талибан” сбили вертолет “Ми-26”, участвовавший в выполнении гуманитарной миссии. В результате погибли 8 россиян, находившихся на борту. Экипаж был из города Торжка, а вертолет принадлежал тверской авиакомпании “Вертикаль-Т” и был зафрахтован НАТО для перевозки грузов на юге Афганистана.


Это вполне обычная практика: командование Северо-Атлантического альянса зачастую нанимает российских и украинских отставных военных пилотов для выполнения различных задач в зоне боевых действий. Это — дешевая рабочая сила. Сейчас во многих странах российских пилотов используют на самых “горячих” участках — многие из них получили в свое время боевой опыт в Афганистане и Чечне. И трудно сказать, что война для них закончилась…

Российские вертолетчики из Торжка уехали в командировку еще в июле. Вернуться должны были в конце ноября. Первыми тревогу забили жены пилотов, когда в назначенный срок их мужья не вернулись домой.

Первоначальная информация была противоречивая: женам сообщили, что четыре тела все-таки нашли, еще четверо — пропали без вести. По другой версии, которой придерживаются некоторые родственники вертолетчиков, выжить удалось пятерым.

— Мой муж три года назад был в командировке в Судане. Их вертолет захватили боевики, но тогда их удалось освободить. Когда сообщили, что четверо летчиков пропали, сразу в голове возникла мысль о плене… Однако потом выяснилось, что погибли все до единого, — говорит супруга пилота Сергея Кораблева.

Сообщение о сбитом в Афганистане российском “Ми-26” появилось на следующий день — от самих талибов. Продублировал его и телеканал “Аль-Джазира”, добавив, что 2 декабря российский вертолет со спецгрузом на борту вылетел с авиабазы под Кандагаром в направлении провинции Урузган, где базируется голландская военная база, и был сбит ракетой над одним из горных ущелий. Заметим, что именно в этих южных районах Афганистана идут наиболее активные боевые действия натовского контингента с талибами. И в том, что наш вертолет перевозил явно не гамбургеры, — можно не сомневаться.

Обломки вертолета и тела погибших россиян не могли забрать с места трагедии в течение пяти суток… В тот же день, 2 декабря, в районе Кандагара талибы подбили и американский вертолет. Своих погибших они эвакуировали в тот же день. А вот представителей тверской авиакомпании, которая снарядила экипаж в миротворческую миссию в Афганистан, не пустили даже в пределы страны, не то что в район падения вертолета.

Звоним в очередной раз в Тверь. И снова, как говорят американцы, — no comments. Ну нет комментариев, и все тут!

— Оставьте нас в покое. Мы ничего не знаем, сейчас для нас главная задача — разобраться с документами. Ведь летчики погибли за границей, — ответили “МК” в приемной директора “Вертикали”.

Впрочем, какими могут быть комментарии, когда вертолет “Ми-26” с бортовым номером 29122 работал в Афганистане в настоящей зоне боевых действий? Необорудованный элементарными отстрелами-ловушками для ракет, без средств вооружения, достаточно громоздкий и маломаневренный, он представлял собой легкую мишень для любой ракеты. И это при том, что коалиционное командование направляло вертолет в самые труднодоступные места расположения своих войск. Без боевого сопровождения, без прикрытия — “извозчиков войны” из России не особо-то жалели. Говорят, что только личное оружие выдавали — летчики-то большей частью из военных, многие Афган прошли… Тогда их не бросали…

У натовского командования в Афганистане сейчас большие проблемы — англичане, французы, голландцы не особо хотят рисковать жизнью и стараются вывести свои подразделения из наиболее опасных районов страны, которую “нельзя завоевать”. За каждого погибшего потом надо отчитаться перед парламентом, перед народом. Другое дело — наемники. Эти готовы лететь хоть к черту на рога. А русские — еще дальше. Повезет увернуться от ракеты или очереди из ДЩК — вернутся домой с деньгами, чтобы семьи прокормить. Да и контракт заключен так, что миротворческая миссия предполагает перевозку любых грузов — в том числе и боеприпасов.

Если судить по характеру взрыва на российском “Ми-26”, когда не удалось обнаружить хотя бы одной детали с заводской маркировкой, — винтокрылую машину разнесло буквально в клочья. Одной противозенитной ракеты тут недостаточно. Да и не мог многотонный вертолет расшибиться в лепешку при падении — не истребитель же врезался в землю. Похоже, что сдетонировал “гуманитарный груз”, который расщепил машину буквально на молекулы. Даже тела вертолетчиков не удалось идентифицировать, о чем говорится в сопровождающих документах: “Не гарантируется, что доставленные останки соответствуют останкам погибших”.

Когда 19 декабря в Торжке вскрыли гробы с погибшими вертолетчиками, родственники пережили еще один шок: узнать в останках своих близких было невозможно. Да и, простите за цинизм, мало было этих останков. Тогда-то и возникло подозрение, что не все погибли. Кто-то мог выжить, уцелеть, попасть в плен. Надежда всегда умирает последней… Впрочем, хоть каких-то мало-мальски реальных сведений о выживших, увы, нет…

Зато есть другие сведения. Как рассказали нам сами родственники погибших, сейчас в Афганистане продолжает работать другой российский транспортный вертолет. Его послали на замену сбитому — контракт-то надо выполнять! Уплочено… Не хотят официально и признавать борт №29122 сбитым, говорят о падении при плохих метеоусловиях — тогда страховка не пропадет.

…Сейчас останки вертолетчиков, которые недавно привезли в Торжок, находятся в морге судмедэкспертизы. Похоронить их смогут через два месяца — столько времени будет длиться идентификация ДНК. Родственники погибших сами настояли на экспертизе, чтобы в точности быть уверенными в том, кого им привезли. Они обратились к президенту и Госдуме с просьбой о тщательном расследовании трагедии — настаивают на недоказанности гибели вертолетчиков.

И откуда, скажите, у парня афганская грусть?


СПРАВКА "МК"

Летом 2003 года тверских летчиков арестовали власти Судана. Российский вертолет с бело-голубой раскраской ООН летел через Судан в Конго. По мнению суданских властей, вертолет совершал посадку в контролируемых партизанами Народно-освободительной армии Судана районах страны. Якобы для эвакуации раненных в боях с правительственными войсками повстанцев.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру