В Ашхабаде — башистский переворот

Судьбу Туркмении решат силовики, сцепившиеся за власть?

Накануне заседания халк маслахаты Туркмении (народного совета), где должны быть названы претенденты на президентский пост, в Ашхабаде прошел слух об аресте министра обороны Туркмении Агагелди Мамедгелдиева. Каково же было удивление, когда министра выбрали в президиум Совета и он перед камерами прошел через зал. Итак, передел власти в Туркмении начался.


Пока депутаты и аксакалы в ашхабадском дворце с важным видом станут принимать якобы важные для страны решения, реальная политика будет вершиться за его стенами. Аналитики уже окрестили смерть Туркменбаши и последовавшие за этим назначения “военным переворотом”, ибо именно силовики будут сейчас решать судьбу страны. Министр обороны оказался менее проворным и выбыл из игры. Вопрос: кто всех “перешустрил”? Не без основания многие полагают, что за событиями последних дней стоит начальник службы охраны покойного президента Акмурат Реджепов.

Реджепова многие называют “серым кардиналом” туркменской политики. Служба личной охраны Туркменбаши насчитывает почти 2 тысячи человек. Он неформальный лидер чарджоуского клана, под влиянием которого находятся все спецслужбы страны. Ему Ниязов поручал самые “деликатные” дела. Например, в 2002 году, когда КНБ подвергли чистке, отправив за решетку более сотни чекистов, охраной и этапированием задержанных каэнбэшников занималась служба Реджепова.

Второй силовик, который может сыграть свою роль в новом политическом раскладе Туркмении, — глава Министерства национальной безопасности Гельдымухаммед Аширмухаммедов. Учитель физики по специальности, он связал свою жизнь с КГБ еще в 1983 году. За время своей службы он успел пройти почти все силовые министерства Туркмении, и в этом его сила. С 1992 года работал в службе безопасности президента Ниязова. С 97-го по 2002-й — был командующим сухопутными войсками туркменской армии. В 2002 году совмещает должности зампреда КНБ и зампреда МВД Туркмении. После чистки рядов среди туркменских чекистов Аширмухаммедов выходит на первые роли. С 2004-го — глава Министерства нацбезопасности.

От того, удастся ли договориться этим двум “бульдогам”, и зависит кандидатура на пост президента. Вряд ли они сами захотят выйти на первые роли. Куда удобнее, оставаясь в тени, рулить ситуацией, чем подвергать себя опасности на должности первого лица государства.


P.S. Выборы президента Туркмении назначены на 11 февраля.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру