Выйдем мы все из пробирки

В новом году в России зародится искусственное поколение

В наступающем 2007 году Россию ждет сенсация. Как стало известно “МК”, у поколения “детей из пробирки” родится первый ребенок. Первенец, как по заказу, появится у первой российской девушки, зачатой по методу ЭКО — Елены Донцовой, — уже в апреле. Причем забеременела Елена самым обычным способом.

Что это значит для человечества? С одной стороны, самая страшная проблема, которая может возникнуть в семейной жизни — бесплодие, — стала разрешимой. С другой — не означает ли это, что в ближайшие 50 лет появится новый вид людей, зародившихся в пробирке? Ведь, по данным статистики, в России 20 процентов семейных пар бесплодны. “МК” попытался разобраться в этой ситуации.


Будущей ЭКО-маме в этом году исполнилось 20 лет. Сейчас Елена Донцова в ожидании наследника живет у мамы, в провинциальном городке Красный Луч Луганской области.

А появилась на свет в Москве в 1986 году в лаборатории известного “зачинателя” детей вне организма женщины (in vitro) профессора Леонова.


Таинство зачатия происходило во Всесоюзном центре по охране здоровья матери и ребенка (ныне — Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН). Девочку извлек на свет с помощью кесарева сечения директор центра — академик РАМН профессор Владимир Иванович Кулаков.

Мы разыскали одного из соавторов поистине революционного для того времени метода ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) Елену Андреевну Калинину, ныне доктора медицинских наук, директора одной из московских клиник репродуктивного здоровья, и задали ей несколько актуальных вопросов. (Ее именем, кстати, названа Донцова.) А тогда Елена Андреевна работала в лаборатории Леонова и была лечащим врачом мамы первой “девочки из пробирки” — Ольги Алексеевны Донцовой, приехавшей в Москву “за ребенком”. В это время ей было 24 года.


СПРАВКА "МК"

В России сегодня почти 20 тысяч детей, рожденных после лечения методом ЭКО. А в год появляется примерно тысяча “искусственных” младенцев. Всего же в мире с 1978 года на свет появилось около полутора миллионов малышей, зачатых “в пробирке”. Ежегодно на планете рождается более 30000 детей, зачатых с помощью искусственного оплодотворения.


— Елена Андреевна, и каково состояние здоровья вашего первенца Елены Донцовой сегодня?

— Елена Донцова абсолютно здорова и хорошо училась. Вообще состояние здоровья ЭКО-детей, в том числе и репродуктивное, не вызывает никаких опасений. Они абсолютно полноценны и вполне успешны как в учебе, так и в жизни. Потому что метод ЭКО позволяет медикам в полном смысле этого слова увидеть, насколько полноценен эмбрион к моменту его подсадки. И выбрать самый лучший. Специалисты утверждают: по своему умственному и физическому развитию ЭКО-дети не только не уступают обычным сверстникам, но даже во многом их опережают. Не надо забывать, что эти малыши в семьях очень желанны и долгожданны, а потому любимы. Это тоже накладывает отпечаток на развитие ребенка.

— Со дня появления первого “ребенка из пробирки” в России прошло два десятилетия, но тема не перестает быть актуальной. Сейчас 6 миллионов супружеских пар репродуктивного возраста бесплодны — каждая пятая супружеская пара (20%)! Почему в стране с ее демографическим кризисом, когда нет даже простого воспроизводства населения, так слабо используется этот чудесный метод? Может, не хватает здоровых доноров-мужчин?

— Проблема в другом: если мы хотим, чтобы в семьях рождалось хотя бы по два ребенка, как, например, в Чехии, надо менять политику по отношению к бесплодным женщинам. На всех бездетных женщин репродуктивного возраста сейчас выделяется всего 150 бюджетных квот. А потребность — миллионы.


СПРАВКА "МК"

По определению ВОЗ, уже при наличии 15% бесплодных супружеских пар можно считать негативной демографическую ситуацию в стране. В России — 20%.


— Вы считаете, если дадут деньги, все женщины, страдающие бесплодием, побегут подсаживать эмбрионы?

— Не все, но очень многие. Иные, имея ограниченные финансовые возможности, стоят в очередь на бесплатное лечение годами. Потому что распределяются квоты в основном по госцентрам в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. А что делать остальным? Ведь искусственное оплодотворение, включая обследование, лечение и подсадку эмбрионов, удовольствие крайне дорогое. Будущая рядовая мама, а таких большинство, не может платить бескоконечно: за дорогостоящие лекарства, культуральные среды и вспомогательные инструменты для забора яйцеклеток и переноса эмбрионов в полость матки.

В общей сложности эта сумма достигает 100000 рублей. Если одна попытка. А если с первого раза не получилось, то приходится повторять попытки лечения. Одна беременеет с первой попытки, вторая — с пятой.

— И от щедрот нацпроекта “Здоровье” таким женщинам ничего не досталось?

— Реально пока ничего. Сейчас много говорят о строительстве новых центров репродуктивного здоровья. Где-то в глубинке, в далеких областях они нужны, чтобы для лечения не ехать, скажем, с Сахалина в Москву. Очень потратишься только на одну дорогу. Но в первую очередь надо оказывать финансовую поддержку тем клиникам и центрам репродуктивного здоровья, которые уже созданы, которые многое могут, но у них не хватает средств. А таких немало: в одной Москве их более 20, да по России — 40. И придумывать-то ничего не надо. Пойти по пути родовых сертификатов. Пусть женщина сама выберет клинику, имеющую право работать по этой программе.

— Елена Андреевна, вы работаете с бесплодными женщинами более 20 лет. Репродуктивное здоровье нашего населения, как известно, из года в год ухудшается. За что надо бы взяться в первую очередь?

— За профилактику бесплодия. Нужна своевременная и правильная диагностика причин бесплодия и адекватная медицинская помощь прежде всего тем семейным парам, у кого не получается зачать естественным путем. Профилактика венерических заболеваний и инфекций, преимущественно передающихся половым путем. И доступная информация для пар, столкнувшихся с проблемой бесплодия. Им я бы советовала незамедлительно обращаться к специалисту, но зачастую люди просто упускают драгоценное время. К счастью, сегодня демографический кризис стал интересным не только медикам, но и политикам, членам правительства.


СПРАВКА "МК"

По данным госстатистики, уже в течение 10 лет смертность в России превышает рождаемость. Спасти ситуацию частично помог бы метод ЭКО.


— Елена Андреевна, а насколько реально забеременеть с помощью ЭКО после 40—45 лет? Сейчас немало деловых успешных женщин этого возраста, которые хотели бы наверстать упущенное с рождением ребенка.

— Главное, чтобы не было противопоказаний к беременности и родам. Своих пациенток мы тщательно обследуем. Если женщина в этом возрасте здорова, возможен перенос в полость матки как донорской яйцеклетки, так и ее собственной, оплодотворенной сперматозоидом ее мужа.

— И много ли здоровых женщин после 40—45 лет?

— Женщина может вынашивать и рожать, если у нее нет серьезных соматических заболеваний, которые могли бы представлять серьезную угрозу для ее жизни и здоровья, а также для здоровья ее будущего ребёнка. Таких, как, например, онкология, диабет, тяжелая почечная патология…

— А эмбрионы, замороженные в парах жидкого азота? Есть ли гарантия, что они будут высокого качества, скажем, через 10 лет?

— Мы оставляем для криоконсервации только жизнеспособные эмбрионы хорошего качества. Пара пациентов, согласившаяся на криоконсервацию своих эмбрионов, имеет возможность воспользоваться ими для получения беременности в случаях неудачной попытки или через какое-то время для рождения второго ребенка.

— А можно ли подсадить сразу несколько эмбрионов? Как говорится, “отстреляться” за один раз?

— Можно, но не нужно. Согласно приказу Минздрава РФ мы имеем право подсаживать до 4 эмбрионов. Кстати, в западных клиниках, использующих метод ЭКО для лечения бесплодия, еще более жесткие правила. Для работы с эффективностью 30—40% наступления беременности достаточно использовать во время переноса не более одного-двух эмбрионов.

— Насколько я знаю, некоторые женщины боятся прибегать к ЭКО из-за отрицательного резус-фактора. Влияет ли это на зачатие?

— На процесс наступления беременности резус-фактор не влияет.

— Часто ли в вашей практике встречается мужское бесплодие? Есть немало утверждений, что слабеет нынче сильный пол.

— Действительно, мужское бесплодие — большая проблема. Процент, когда в бесплодии виноваты мужчины, в последние годы резко вырос. Если совсем недавно было 25—30% бесплодных мужчин, то теперь все 40%.

— Насколько проблема с мужским бесплодием решаема при помощи ЭКО?

— В принципе решаема. Одна из методик ЭКО — ИКСИ — и используется для преодоления мужского бесплодия.

— При каких заболеваниях ЭКО дает сбой, неэффективно вообще?

— Метод ЭКО не дает стопроцентного результата. Но в большинстве случаев, если “виноват” мужчина, можно использовать донорскую сперму. Если проблемы с маткой у женщины, мы рекомендуем суррогатное материнство. Выход всегда есть.

Почем эмбрион?

Увы, ЭКО в нашей стране далеко не каждому по карману. Попытка родить с “подсадкой эмбриона” в России может стоить 2, 3 и более тысяч долларов. Причем за неудачную попытку никто не отвечает, и деньги, естественно, никто не возвращает. Неудача списывается на специфику организма женщины. Жаловаться некому. Государство вообще не вмешивается в этот процесс. Хотя и должно. Правда, стоимость такого лечения за границей еще выше (в США, к примеру, 10—12 тысяч долларов за попытку, в Европе — 8—10 тысяч долларов). Но от этого, согласитесь, не легче.


СПРАВКА "МК"

Исследования, а затем и попытки зачать ребенка по методу in vitro, суть которого — оплодотворение яйцеклетки вне организма женщины, в России были начаты еще в конце 60-х годов. Но только в середине восьмидесятых сотрудникам Всесоюзного центра по охране здоровья матери и ребенка — В.И.Кулакову, Б.В.Леонову, Е.А.Калининой и В.А.Лукину — эксперимент удался. Но первого такого ребенка в мире, как ни обидно, “произвели” не россияне, а англичане.

Помогли… крольчихи

Любопытно, что метод искусственного оплодотворения ученые вначале отрабатывали на… крольчихах еще в конце XIX века. В 1891 году английский врач Хеп удачно пересадил эмбрионы от одной крольчихи другой. При этом он доказал, что присутствие “чужих” эмбрионов в матке не сказывается на развитии собственного потомства. Потом эту тему почему-то прикрыли. Только в середине 30-х годов ХХ столетия начали появляться публикации о попытках (правда, безуспешных) переноса эмбрионов у грызунов. А еще через три десятилетия случился прорыв: ученым удалось произвести экстракорпоральное оплодотворение мыши, затем крысы, кролика, овцы, козы, собаки, коровы. И, наконец, человека. Последнее удалось сделать англичанам эмбриологу Эдвардсу и гинекологу Стэптоу, которым и принадлежит честь создания метода ЭКО. До того как эксперимент удался, врачам потребовалось 600 попыток.

“Я такая же, как все”

В 1978 году в Англии родился первый в мире ребенок, зачатый в результате искусственного оплодотворения, — Луиза Браун. Сейчас Луизе Браун 28 лет, живет в английском городе Бристоль, работает почтальоном. Она говорит, что хоть и благодарна врачам, живым экспонатом музея медицинской истории себя не считает: “Я такая же, как и все. Точь-в-точь такая же”.

“О том, что меня зачали необычным способом, вспоминаю только в свой день рождения. И вообще на своей, так сказать, уникальности я не зацикливаюсь”, — вторит ей и первый российский “ребенок из пробирки” Елена Донцова, которая на 8 лет младше Луизы Браун. Получив диплом торгового техникума, Елена работала в Севастополе официанткой в ресторане. А родители по-прежнему живут в провинциальном украинском городке Красный Луч (Луганская область). “Аленка была ребенком неболезненным, — подчеркивает мама Елены Ольга Донцова. — Ветрянка, простуды — все как у обычных детей. В больнице, правда, она ни разу не лежала”.

Как это делается?

Для зачатия ребенка при методе ЭКО яйцеклетка, которую путем пункции достают из яичника, оплодотворяется спермой мужа вне организма женщины в специально созданных искусственных условиях. Затем эмбрион в течение 48—72 часов выращивают в специальном инкубаторе, образно говоря, в пробирке. Затем полученный эмбрион возвращается в матку женщины и дальше развивается естественным путем. Если все в порядке, через девять месяцев рождается малыш. Сейчас, при желании родителей, врачи могут не только выбирать пол будущего ребенка, но даже избавлять его от наследственных болезней.


СПРАВКА "МК"

В мировой клинической практике ЭКО впервые было применено в 1978 году именно для преодоления трубного бесплодия. Поэтому в развитых европейских государствах метод ЭКО стоит в ряду приоритетных направлений здравоохранения. А лечение от бесплодия, включая полный набор необходимых лекарств, проводится по госстраховке. То есть первые 3—5 попыток бесплатны. Так делается в Голландии и во Франции. В Германии платна лишь пятая попытка. В Великобритании супруги, которые не могут зачать ребенка, могут бесплатно пройти цикл искусственного оплодотворения всего один раз.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру