Территория улыбки

Под Новый год “МК” поработал Волшебником Изумрудного города

5 января 2007 в 00:00, просмотров: 506
  Ну вот, стрелки часов, усыпанные снежинками, дождинками и конфетти, встретились, и наступил Новый год. В полночь в окнах домов и домиков, дворцов и избушек засияли огни, потом пришла очередь праздничных фейерверков. Но не все окна светились, не у всех были елки, не у всех был праздник. Именно поэтому год назад и возникла “Соломинка” — скорая помощь попавшим в беду.
     Мы долго думали, как отпраздновать этот день. Друзья предлагали устроить бал в каком-нибудь большом зале, пригласить именитых гостей. Но ведь “Соломинка” хрупкая и во время пышного праздника неожиданно может сломаться. И мы поняли, что день рождения “Соломинки” нужно праздновать в школе. Потому что школа — это дети, а дети — это и есть праздник.
     Осталось решить: в какой школе?
     Ну, это был самый легкий вопрос. Конечно, в московской школе №875. С виду — обычная школа, а на самом деле все не так просто. Во-первых, в этой школе живет какой-то неизвестный науке вирус, и пораженные им выпускники приходят сюда работать — не могут расстаться со школой. Натуральная эпидемия. Во-вторых, много лет школа №875 носит почетное звание “лаборатория”. А суть состоит в том, что тут пестуют каждый живой росток. Детей учат не только точным наукам, истории, географии, биологии, языкам и литературе, но еще их учат постигать искусства. И я не исключаю, что для кого-то это и окажется впоследствии главным.
     В школе есть театр. И поскольку учителя знают, что каждый ребенок талантлив, каждый класс хоть раз в году ставит спектакль. Каждый год школа принимает участие в городском конкурсе проектов по мировой художественной культуре, и каждый год ученики становятся победителями. Раз в два года Япония проводит международный конкурс “Детские трехстишия хайку и рисунки к ним”. Школа №875 всегда принимает в нем участие. В прошлом году было 10 победителей!
     Надеюсь, теперь понятно, почему мы решили отпраздновать день рождения “Соломинки” именно здесь.

* * *

     Главным событием праздника должен был стать спектакль по мотивам “Волшебника Изумрудного города”. Герои этой замечательной книги постоянно помогают всем, кого встречают на своем пути, и друг другу.
     Целый месяц шили костюмы. В этом важном деле принимали участие родители, дети и преподаватель изобразительного искусства Наталья Викторовна Богданова. Труппа состояла из учеников 3-го “Б” с участием Алеши Якимова из 10-го “Б” (он играл Дингиора) и Андрея Жабоклицкого из 7-го “В” (он играл Гудвина). Постановка Ильи Викторовича Жигарева (преподаватель основ театральной культуры) и Ольги Сергеевны Яздовской (классный руководитель 3-го “Б”). Маршалом и доброй феей была завуч по воспитательной работе Ирина Станиславовна Козлова. Все трое — бывшие выпускники школы, а заслуженный учитель РФ Н.В.Богданова работает здесь 34 года.
     В последний момент возникли проблемы с изготовлением шляп Гудвина и Страшилы. Накануне ночью лихорадочно дошивали последние оборки.
     Когда мы приехали, Наталья Викторовна Богданова отвела нас в свою мастерскую. По-моему, такая мастерская есть только в этой школе. Краски, пластилин, костюмы, короны, латы, рыцарские доспехи, хвосты и плюмажи...
     Когда наш фотограф Сергей Иванов вернулся из класса, где снимал артистов, которые готовились к выходу, все волнения остались позади. Он улыбался и улыбался — значит, была причина. И тогда я тоже стала улыбаться — просто так. И мы пошли в зал.

* * *

     Перед началом спектакля я рассказала про “Соломинку” и про то, что помощь — это не обязательно деньги, а чаще всего требуется душевное усилие, движение навстречу. Я сказала, что наверняка в этом зале сидит множество будущих волонтеров “Соломинки”. А потом начался спектакль.
     Ну что вам сказать?
     Вас не было в зале, и мне вас жаль.
     Я очень люблю театр, и мне часто случается присутствовать там, когда на сцену выходят люди, озабоченные ссорой с супругом, конфликтом с главным режиссером, маленьким жалованьем или дурной погодой. Им бы пойти домой, выпить касторки и полежать на печке, а они вынуждены кривляться, потому что все билеты проданы.
     Нам же был подарен спектакль, который играли настоящие артисты. Настоящие — потому что они по-настоящему светились, сияли, улыбались, танцевали, прыгали на одной ножке, потому что они были счастливы оттого, что вышли на сцену. Такую роскошь не продают ни в каких театральных кассах, а счастье от присутствия на сцене по-научному называется вдохновением. Оно тоже не продается. Вдохновение, свечение и сияние выдается человеку вместе с детством. Его нельзя продать, его можно только подарить. Вот нам его и подарили.
     А костюмы! Господи, какие были костюмы! Вначале я уставилась на Элли и Гудвина, который по виду решительно ничем не отличался от настоящего волшебника. Потом стала разглядывать наряды Гингемы, Бастинды и Стеллы и всех других волшебниц, которых авторы инсценировки придумали для того, чтобы всем артистам хватило главных ролей. И все роли были главными.
     Это и есть признак настоящего театра.
     Потом появилась дрессировщица собачек, за ней фокусник. И вот что прикажете делать: смеющуюся физиономию можно сфотографировать, а как быть с оглушительным хохотом, серебряным смехом и уморительным хихиканьем? Вам остается поверить на слово. Ведь есть же, черт возьми, такие вещи, которые вливаются в уши, в нос (вот почему, когда смеешься, он иногда отчаянно чешется), а потом вырываются на волю и растворяются в воздухе. Кто успел увидеть, тот успел.
     Вот почему помимо других конкурсов было награждение победителей конкурса Улыбки.

* * *

     За месяц до праздника в школе №875 был объявлен конкурс Улыбки. Как ее изобразить? Сфотографировать? Нарисовать? Многие дети решили о ней рассказать. Из 200 сочинений были отобраны 15. Председателем жюри был ученик 10-го “Б” класса Алеша Незговоров. У него большие проблемы со здоровьем, ему трудно ходить, но он оказался очень внимательным и тонким судьей и принял неординарное решение: наградить авторов всех 15 сочинений.
     Вот отрывки из сочинений, представленных на конкурс.
     • “У меня часто улыбка до ушей. Я вообще “смеющийся человек”. Смеюсь по любому поводу, особенно когда шутят учителя, когда смотрю на смешной рисунок… Вообще у меня много причин для смеха, я смеюсь каждые пять минут”. 7-й класс.
     • “Что у меня вызывает улыбку? Когда я просыпаюсь утром в воскресенье и штора на окне не задернута. Сквозь стекло в комнату вливается свет и звуки просыпающегося города: чириканье птиц, лай собак, звуки разогревающей мотор машины. Я встаю с кровати, форточка приоткрыта, и поэтому воздух в комнате прохладный. Иду к бликам, которые на полу оставили лучи солнца, наступаю на них и ощущаю теплоту пола под босыми ногами. Смотрю на лучики солнца, которые освещают летающие в воздухе пылинки, до этого невидимые. Такое утро вызывает у меня самую искреннюю улыбку и на весь день поднимает настроение”. 3-й класс.
     • “Улыбку у меня вызывает улыбка другого человека. А грусть чаще всего у меня вызывает одиночество. Мои родители приходят домой только после восьми тридцати, а до этого времени я один дома. Раньше мне было очень грустно одному, а теперь у меня есть попугай Яша. Он пока не говорит, но весело поет, и грусть постепенно уходит”. 7-й класс.
     • “Одним из самых счастливых дней в моей жизни был полет на воздушном шаре. С высоты 630 метров были видны леса, поля, поселки, которые освещались лучами солнца, прорезающими небо”. 7-й класс.
     • “Я улыбаюсь в минуту счастья, когда вижу свою маму и у нее все хорошо. У нее в это время появляется небесная улыбка, которая наполняет всю душу”. 7-й класс.
     • “Я радуюсь, когда ко мне на даче приходит соседская кошка, я ее очень люблю, и она меня, кажется, тоже. Также мне становится весело, когда мой сосед по парте с умным видом начинает говорить не очень умные вещи. А грустно мне, когда я вижу на улице покалеченного человека, когда наступает осень и когда я вспоминаю об уровне загрязнения атмосферы”. 6-й класс.
     • “У меня есть маленькая сестра, она настоящая выдумщица! Нам от нее покоя не было, когда она научилась ходить. Малышка часто залезала в шкаф и съедала печенье. Заходишь на кухню, а там сидит перемазанный в шоколаде и печенье человек. Зайдешь вечером в спальню, а там ребенок в кроватке в обнимку с игрушкой на скомканном одеяле спит, и тебе так тепло на душе становится”. 6-й класс.

* * *

     На прощанье все участники праздника вышли на сцену, чтобы сфотографироваться и таким образом передать новогоднее поздравление детям из Российской детской клинической больницы, куда мы отправились 31 декабря. Дед Мороз прислал детям из РДКБ замечательные подарки: каждый получил мобильный телефон с цветным дисплеем и коробку печенья. До операции детям из этого отделения нельзя есть ни фруктов, ни шоколада. Когда мы приехали, нас уже ждали в холле отделения. Многие дети были в масках, но мы сразу догадались, что эти маски — карнавальные, все-таки Новый год на дворе.
     После вручения подарков началось соревнование: кто поймает летающую тарелку? Тарелки мы привезли с собой, однако все они были вскоре пойманы. Дети от души хохотали, а я стояла и думала: вот бы сейчас выступили фокусники, дрессировщики, клоуны, а еще кукольный театр — артисты такого театра могут выступать на любой сцене, в том числе в больничном отделении. Ведь кроме таблеток и уколов больным детям очень нужны витамины надежды и радости. Особенно в дни праздников, когда ужасно хочется домой.
     Когда мы вышли на улицу, мне пришла в голову славная мысль: а что если театральная труппа школы №875 выступит в больнице? В запасе у юных артистов немало спектаклей, это мы видели один-единственный… И получится, что “Соломинка”, скорая помощь попавшим в беду, обрела новых помощников, а люди, терпящие бедствие, смогут лишний раз улыбнуться. И кто знает, может быть, эта улыбка заменит лекарство и кто-то снова поверит в то, что в запасе у судьбы и на его долю остались чудеса…
     “Соломинка” от всей души благодарит за помощь в проведении праздника в школе №875 и отделении трансплантации РДКБ всех читателей “МК” и особенно Сергея Водягина, Алексея Голованя и Шамиля Хазиева.
     
     Звоните нам по телефону 250-72-72, доб. 74-66, 74-64.
     E-mail: letters@mk.ru (с пометкой “Соломинка”)


Партнеры