Крути педали, чтобы подали

Куда уходят деньги, собранные во время Чернобыльского веломарафона?

  К каким только ухищрениям не прибегают попрошайки, чтобы разжалобить наши сердца. У них своя мораль и своя эстетика. Им не зазорно давить на жалость россказнями об умершей маме, похоронить которую нет денег вот уж третий год. Удобно ходить по вагонам в смердящих лохмотьях. Ничего личного, это бизнес. А подать или отвернуться — дело ваше.
     Но есть попрошайки класса люкс. Такие не используют в своей работе заезженные сказочки о сгоревшем доме. В их арсенале — трагедии общенационального масштаба.
     Тринадцатый год катается по миру веломарафон “Чернобыль 2000+” во главе с “бывшим командующим спецназом Организации Варшавского договора” Сергеем Уймановым. Рассказывая иностранцам о чернобыльской трагедии, он “разводит” их на пожертвования...

     “Там, где “нормальный” россиянин промолчит или постарается не заметить, чтоб, не дай бог, с ним чего-нибудь не случилось, Уйманов обязательно заметит, увидит, услышит и будет против этого воевать”, — пишет о себе наш герой на сайте фонда.
     На самом деле его поле брани — это перманентный веломарафон по заграницам с выклянчиванием гуманитарной помощи. Вроде бы для чернобыльцев.
     Для этого каждый год Уйманов собирает кучку добровольцев-“единомышленников”. Главное условие участия в походе — наличие велосипеда и свободного времени (марафон длится полгода). Во главе своей команды, надев камуфляж и малиновый берет и положив в карман кипу разных удостоверений, он начинает штурмовать заграницы. Бельгия, Венгрия, Франция, Чехия — в каждой из стран он включает одну и ту же пластинку об “уникальном чернобыльском фонде”, стучится во все двери и просит подать кто что сможет.
     Если верить информации его интернет-ресурса, Уйманова поддерживает чуть ли не вся мировая элита: одних президентов и премьеров можно насчитать три десятка. Он утверждает, что достиг партнерских отношений “с Австрией, Швейцарией, Румынией, Бельгией, Нидерландами и Скандинавскими странами на уровне государств и их правительств”. И что “благодаря работе марафона в Москву стала поступать гуманитарная помощь”.

* * *

     Но в “огуманитаренной” им Москве Уйманов не зевает. Для организации международного попрошайничества здесь он обычно ищет спонсоров. Например, в этом году он запросил в разных организациях на марафон 425 тыс. у.е. Интересно, что в статью покупки “фирменной экипировки” для веломарафонцев Уйманов заложил аж 15 тыс. у.е. Но вот что рассказал “МК” сотрудник одного из российских посольств в стране, через которую проезжали велосипедисты:
     — Это была горстка плохо одетых и полуголодных, изможденных молодых людей, по лицам которых читалось, что они явно погорячились с забегом.
     Похоже, именно наши посольства — одна из основных заграничных мишеней Уйманова. Неудивительно, что дипмиссии, в которые дозвонился “МК”, при упоминании фамилии Уйманов шарахаются как от чумы.
     — На протяжении месяца Уйманов забрасывал нас факсами с просьбой оказать ему высокий прием — организовать его встречу лично с президентом, а также мэрами городов, через которые он будет ехать, — рассказывают, например, в посольстве в Чехии.
     Естественно, дипломаты засомневались и посчитали невозможным обратиться к руководству страны, где они служат, с такой просьбой.
     — Тогда он стал настоятельно требовать дать ему контакты администрации чешского президента.
     То же самое практически слово в слово рассказали и в миссиях в Венгрии, Бельгии и Франции.
     Один из наших собеседников поведал о курьезном случае:
     — Уйманов, представившись генералом, явился к послу и попросил содействия во встрече с высокопоставленными чиновниками. Потом поставил перед ним на стол несколько коробок с йогуртами в качестве презента и стал расписывать достоинства этого продукта. Вероятно, он получил его от компании-производителя, чтобы рекламировать по ходу марафона...

* * *

     Все бы ничего — просить никто не запрещает. Да только о том, куда потом девается гуманитарка “для чернобыльцев”, на сайте Уйманова упоминается лишь один раз, и упоминание это относится к 1996 году. “Штаб тыла МВД России благодарит Вас за оказанную помощь детским оздоровительным лагерям центрального аппарата министерства. Оздоровительными лагерями было получено 495 коробок шоколада, которые были розданы детям сотрудников внутренних дел”.
     Казалось бы, какая связь между центральным аппаратом МВД и чернобыльцами?
     А накормил до отвала гуманитарным шоколадом, видимо, заморенных голодом детей тыловиков МВД — и засветился в нужных кабинетах. Теперь можно и с просьбой прийти, и, глядишь, словечко замолвят где надо. И снова — спонсоры, марафон, гуманитарка…
     Кстати, в Общероссийском союзе общественных объединений “Чернобыль” Уйманова знают, он и к ним приходил с просьбой дать денег… на одежду. И к его “деятельности” там относятся скептически.
     — 5—6 лет назад ему удалось проплатить издание очень хорошего альбома о Чернобыле, с которым он потом ездил по городам и весям, — рассказала сотрудница союза. — А в основном его деятельность сводится к выбиванию гуманитарки, тогда как наша организация от нее вообще отказалась — людям нужна медицинская помощь, защита их материальных прав.
     Так кто же такой Сергей Александрович Уйманов? Как выяснил “МК”, родился он в 1948 году в Челябинской области. В свое время работал комендантом учебных корпусов Крымского медицинского университета. Позже “крупный военачальник” трудился администратором Дома культуры в Калужской области.
     Видимо, там, в драмкружке сельского клуба, он и отточил свое мастерство перевоплощения, которое теперь ему так пригодилось.
     Конечно, идея Уйманова — не ноу-хау. Очень уж она напоминает знаменитый автопробег Остапа Бендера. Только вот ударяет этим пробегом Уйманов не по равнодушию к проблемам чернобыльцев и даже не по бездорожью, как предлагал великий комбинатор, а прямиком по престижу страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру