У Вовочки не растет Pisa

Российские школьники отстают в развитии от иностранных

10 января 2007 в 00:00, просмотров: 408
  Мы привыкли, что наше образование — лучшее в мире. Однако международные исследования показывают: это далеко не так. И даже по чтению, где раньше Россия занимала ведущие позиции, мы теперь оказались лишь в середине списка. Таковы результаты исследования PIRLS, проведенного в 2006 году.
     
     СПРАВКА "МК"
     Исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) проводится раз в 5 лет. В нем участвуют школьники четвертого года обучения (начальная школа). Средний возраст — 9—10 лет (в России — 10—11). В 2006 году тестирование прошло в 45 регионах РФ, в нем приняли участие 4720 четвероклассников из 232 школ (в 2001 году — 4093 ученика из 206 школ).
      Исследование проводится следующим образом: каждому ребенку дают тетрадь с двумя текстами и заданиями к ним. Первый текст художественный — забавная история, рассказ-описание, сказка, второй — научно-популярный (чаще всего о животных). К ним прилагается 12—15 заданий, на выполнение которых отводится 40 минут. Требуется выбрать правильный ответ из 4 возможных или написать короткую фразу. Результаты оцениваются по 1000-балльной шкале.
     В одной из тетрадей, к примеру, был рассказ о старике Левоне, которому досаждали мыши. Когда серых грызунов развелось очень много, Левон пошел в магазин, купил клей и несколько мышеловок. Дома он приклеил мышеловки… к потолку. Ночью грызуны вылезли из норок, посмотрели наверх и стали смеяться. Разуется, в ловушки никто не попался. На следующий день Левон приклеил к потолку уже стол, стулья, телевизор, лампу и даже ковер. Ночью мыши снова веселились, глядя на потолок, но потом задумались и решили, что сами сидят вверх ногами. Тогда они испугались и, чтобы обрести равновесие, встали на головы, отчего вскоре потеряли сознание. Левон утром собрал бесчувственных грызунов в мешок и вынес их из дома.
     — Исследование показало, что российские ребята хорошо справляются с теми тестами, где требуется сформулировать основную идею, но буксуют там, где нужно выразить свое отношение к прочитанному или дать оценку, — комментирует результаты PIRLS директор Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева. — Наши ученики читают, что называется, взахлеб, не пытаясь критически подойти к тексту. В отечественных школах этому не учат. Для педагогов главное — скорость и объем прочитанного, а не умение анализировать его содержание.
     Результаты PIRLS показали, что российские дети в целом читают больше (по времени, по количеству книг и по их разнообразию), чем их западные сверстники. Причем делают это в основном для удовольствия, а не ради школьной оценки. Есть и современные тенденции: в последние годы увеличилось количество мальчиков, использующих в качестве библиотеки Интернет, и возросло число девочек, регулярно читающих статьи в журналах и газетах. Между тем, по мнению специалистов, чтению в российской школе уделяется мало времени. В Израиле этому предмету отдали 30 часов в неделю, в Шотландии — 28, во Франции — 26, в Англии — 24, а у нас всего 18.
     И еще одна интересная закономерность: с возрастом наши школьники все больше… глупеют. Так, Международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA), проводимое среди 15-летних учеников, показало, что наши 9-классники по уровню естественнонаучной и математической грамотности, а также по грамотности чтения находятся на 30—32 местах (из 45 возможных). Это гораздо ниже среднеевропейского показателя.
     — В нашей школе пытаются впихнуть в головы учеников как можно больше знаний, совершенно не заботясь о том, пригодятся ли они в будущем, — объясняет Галина Ковалева. — На Западе учат совсем по-другому. Там главное — заинтересовать ребенка в предмете. Российские школьники с годами теряют интерес к обучению, снижается успеваемость. И самое заметное падение происходит у отличников. В начальной школе обычно бывает 10—12% пятерочников, в 9-х классах их всего 5—6%. Уменьшение в два раза! Это говорит о том, что надо не заставлять ребят зубрить нудные учебники, а приучать самостоятельно добывать знания.


Партнеры