Дети капитала гранта

Правительство расщедрилось на талантливую молодежь

15 января 2007 в 00:00, просмотров: 474
  2006 год выдался для российского образования очень удачным — сначала его включили в число нацпроектов, а потом в его поддержку высказался на Госсовете президент Путин. На российских педагогов пролился денежный дождик. Пока, правда, еще слабенький. Зато отечественные школы и вузы получили весомые гранты. Чем запомнился уходящий год ученикам, учителям и преподавателям?
     
      1. Главная новость года — нацпроект “Образование”. На него потрачено 22 млрд. руб., в 2007-м выделено еще больше — 48,9 млрд. руб. На что пошли бюджетные деньги?
     Среди школ прошел конкурс на звание лучшей — 3000 победителей получили по 1 млн. руб. Российские вузы в это же время соревновались за право называться инновационными: 17 альма-матер отхватили правительственные гранты от 220 до 970 млн. руб. А 10 тысяч лучших учителей получили неплохую прибавку к зарплате — по 100 тыс. руб. Деньги, к сожалению, достались лишь 0,66% педагогов — 1 из 150. Зато доплатили всем классным руководителям — по 1000 целковых в месяц.
     Начато формирование новых учебных заведений — двух федеральных университетов (в Ростове-на-Дону и Красноярске) и двух бизнес-школ (в Московской области и Петербурге). В армии открылись 25 центров профподготовки для военных. Кроме того, солдаты, матросы и старшины, отслужившие по контракту не менее трех лет, теперь могут без экзаменов становиться слушателями подготовительных отделений вузов и получать спецстипендию. Для 3000 будущих студентов выделено 200 миллионов казенных рублей.
     Правительство поддержало талантливую молодежь — 5350 победителей всероссийских и международных олимпиад, юные музыканты, художники и изобретатели получили гранты по 30 тыс. и 60 тыс. руб.
     На информатизацию школ выделен 1 млрд целковых. Уже подключено к Интернету 18,8 тыс. учебных заведений, а в 2007 году еще 53 тыс. школ получат доступ во Всемирную паутину — либо через спутниковую связь, либо через телефонные линии. Закуплено также 1600 автобусов для сельских альма-матер.
     Нацпроект “Образование” продолжится и в 2007 году (он рассчитан до 2009 г.). К старым конкурсам добавятся новые — состязания на звание лучшего среди профучилищ и колледжей, а также конкурс регионов. В первом, как ожидается, примет участие несколько тысяч ПТУ, колледжей и техникумов, 60 лучших получат по 60 млн. руб. Регионы же будут бороться за гранты от 150 млн. до 1 млрд. руб., которые достанутся 20 субъектам РФ, чьи образовательные системы признают самыми передовыми.
      2. Школы заставили конкурировать между собой.
     Большинство отечественных школ начали финансировать по новому, нормативно-подушевому принципу — “деньги следуют за учеником”. Чем больше ребячьих душ в классах, тем больше рублей достается педагогам. Их труд, кстати, теперь оплачивают тоже по-новому: вместо советской схемы (разряд по ЕТС плюс количество уроков в неделю) берется базовый оклад, умноженный на коэффициент. Зарплата молодого учителя сразу возросла до 4770 руб., а опытного — до 8780 руб. в месяц. Плюс региональные надбавки, доплаты за проверку тетрадей, классное руководство и пр. За преподавание в гимназиях, лицеях, школах-интернатах, школах с нерусским языком — прибавка от 15 до 50%. Квалификационные категории (вторая, первая, высшая) также дают некоторую сумму. Итого получается в два раза больше, чем в 2005 году. Правда, новая система действует еще не во всех регионах, а только в экспериментальных.
     В 2006 году в России наконец-то ввели обязательное полное среднее образование. Дети теперь учатся не менее 11 лет — либо в школе, либо в училище и колледже. Москва, кстати, перешла на новые сроки раньше всех — еще в прошлом году.
      3. Появился новый школьный предмет — “Основы православной культуры”.
     Его ввели на региональном уровне уже в 8 субъектах РФ. Лидер — Белгородская область, где ОПК зубрят около 150 тыс. учеников. Вокруг религиозной дисциплины разгорелись жаркие споры: можно ли в многонациональной стране насаждать изучение одной из конфессий? К единому мнению так и не пришли, решили, что регионы сами решат, чему учить детей — основам конкретного вероисповедания (православия, ислама, буддизма, иудаизма) или общекультурной дисциплине типа “Основ мировых религий”. Главное, чтобы у детей оставалось право выбора — посещать религиоведение или нет.
      4. Продолжился эксперимент с Единым госэкзаменом.
     В 2006 году ЕГЭ прошел в 79 регионах РФ (в том числе и в Москве), в нем приняли участие 830 тыс. выпускников. По сравнению с прошлым годом по всем предметам (кроме литературы) увеличилось количество “пятерок”. Высшие баллы (100 из 100) набрали 496 человек — 0,05% от числа сдававших. Однако каждый пятый выпускник получил “два” по математике (12% — по физике, 17% — по химии и 18% — по литературе). А лучше всего в школах дела обстоят с французским языком (всего 2% двоек). ЕГЭ-свидетельства в качестве вступительных засчитывали 2000 российских вузов и филиалов (кроме МГУ), а также все училища, техникумы и колледжи.
     В Москве обязательным был ЕГЭ по истории (если выпускник поступал с его результатами в вуз). Следующим летом все столичные 11-классники будут сдавать тесты по русскому языку, остальные экзамены — либо в традиционной форме, либо в форме ЕГЭ (по выбору). Решено, что с 2009 года госэкзамены станут обязательными для всех отечественных выпускников.
      5. Бюджетных мест в госвузах стало меньше.
     Это, как объяснили в Рособразовании, связано с демографией — уменьшением числа выпускников. На очную форму обучения в 2006 году приняли 524,5 тыс. чел., из них на бесплатные места — 57%, на договорной основе — 43%.
     Между тем количество студентов достигло рекордной цифры — 7,2 млн. чел. Они учатся в 1300 вузах и 2200 филиалах (половина — негосударственные). Что в два раза больше, чем было во всем Советском Союзе. Стипендии им в этом году не прибавили — решили, что хватит прошлого увеличения на 200 руб. Зато повысили жалованье учащимся ПТУ и техникумов (со 140 до 210 руб.), а также аспирантам и докторантам (до 2000 и 3000 руб.). В два раза выросли стипендии Президента России и Правительства РФ: для студентов — до 800 руб., для аспирантов — до 2000 руб.
      6. Печальная новость пришла из Госдумы — введение образовательных кредитов откладывается.
     В 2007 году лишь в некоторых регионах начнется эксперимент по выдаче ссуд на обучение. Он продлится 5 лет. За это время Госдума решит, в какой мере государство должно участвовать в финансировании кредитов. И потом примет соответствующий закон.
      7. Академии наук потеряли свою самостоятельность.
     По новому закону президента РАН после избрания на общем собрании утверждает лично Президент России, а президентов отраслевых академий — Правительство РФ. Оно же определяет численность академиков и размеры их окладов.
     В качестве утешения ученым и преподавателям с ноября увеличили доплаты за ученую степень: кандидатам наук — до 3000 руб., докторам наук — до 7000 руб.
      8. Научные институты начали акционировать.
     Список первых 14 уже утвержден Правительством РФ. Из 2760 НИИ к 2010 году государственными останется не более половины. Бюджетное финансирование сохранится только у тех, что связаны с госбезопасностью — химией, космосом, оборонкой. Отраслевые институты передадут в частные руки — чтобы превратить их в инновационные внедренческие фирмы по западному образцу. А научных сотрудников переведут на контрактную зарплату.
     
     МЕЖДУ ТЕМ
     Минобрнауки определилось со сроками проведения основных мероприятий “Образования-2007”. Они начнутся на 1,5—2 месяца раньше, чем в 2006 году. Это связано с тем, что школы и вузы, получившие деньги прошлым летом, не успели их израсходовать. Из-за этого даже пришлось продлить сроки реализации школьных грантов на 3 месяца.


Партнеры