Потому что — если их раздеть — они превратятся в смешных, невзрачных и часто малосимпатичных человечков.
Голые — они лишаются могущества.
Художник Андрей Будаев раздевает политиков догола.
В мире искусства есть понятие “обнаженная натура”. Попросту — это голое человеческое тело.
Но когда мы говорим “яркая натура”, “широкая натура”, “добрая (или злая) натура” — мы имеем в виду не кожу, а душу. Не наружность, а внутреннюю суть.
Будаев выдергивает свою жертву из делового костюма, напяливает на нее королевскую мантию, корону или римскую тогу — казалось бы, возвышает. Но почему-то эти царские одежды превращают известного всему миру государственного деятеля не в короля, а в шута.
Мы и раньше догадывались, что у некоего политика — мания величия. Но когда у него на голове наполеоновская треуголка, сомнения исчезают — это классический обитатель сумасшедшего дома.
Жертвы художника злятся молча. А жадная мошкара, которая вьется вокруг сильных мира сего и мечтает угодить, называет эти работы хулиганством.
Да, это цирковое хулиганство: жертве — пинки, а публика хохочет.
* * *
…В сталинское время такие картинки не то что выставить в центре Москвы, но и в стол рисовать мало кто отваживался. (Троцкий что-то выкрикивал из Мексики, но даже океанская даль не спасает — ледоруб, динамит, полоний…)Мы живем, под собою не чуя страны
Эти знаменитые стихи Мандельштама — о чем? О жутком страхе, конечно. Так и говорят: от страха ноги отнялись, от страха ног не чую. А тут уже “не чуя страны” — вся страна омертвела.
И дальше об этом не отпускающем, всех охватившем страхе:
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
“Полразговорца” — то есть шепотом, полунамеком…
Или это стихи о безумной смелости? о бешеной браваде? В лицо Сталину, кремлевскому палачу, — про его жирные пальцы, про его “тонкошеих вождей”, про его речи, которые он “бабачит” — цинично и важно вещая о законе…
А теперь “мы живем, под собою не чуя страны”, означает не зная. И эти (персонажи картинок) живут, не зная ни страны, ни судьбы.
И невозможно понять: неужели они действительно верят в свою дрожащую телевизионную правду?
...Работа Будаева — лекарство от вранья и страха. Гляди-ка! — такое сделали, такое выставили и — живы?!
Да, уважаемые граждане, оказывается, можно веселиться, и потешаться, и делать что хочешь. Только не запугивайте сами себя до дрожи — и все будет хорошо.
* * *
Строгие ценители, быть может, сморщат нос: мол, что это за техника?Они правы. Есть величайшие знатоки, которые подробно объяснят разницу между холстом и бумагой, карандашом и кистью, акварелью и маслом и что такое светотень, и перспектива, и мазок.
Все это ужасно важно и невероятно интересно. Но вот беда — публику не волнует техника.
Публику волнуют только впечатления, мысли, эмоции. А как этого добился художник, как сумел передать — его дело.
…Больнее всего картинки задевают не героев-персонажей.
Картинки задевают тех, кто о властителях думает так же иронически, но испугались и замолчали. И нашли себе оправдание типа: я ж не сумасшедший, зачем лить против ветра?
Так бывает. Внушил себе, что критика власти смертельно опасна, что только дурак… А ты же умный.
И вот сперва ты молчишь как умный, потом кричишь “ура!” как очень умный, а потом умираешь как дурак, потому что подличал напрасно.
А люди смеются. Люди любят смеяться и над королями, и над генералами, и над собственным страхом.
* Плутократия — власть богачей (от греч. плутос — богатство, кратос — власть).
Выставка “Плутократия” будет работать по 28 января. В рамках выставки в субботу, 20 января, в 15.00 начнется встреча с автором “Писем президенту”, журналистом “МК” Александром Минкиным.