На крещение стройся!

“Новая опера” первой очухалась от новогодних праздников

17 января 2007 в 00:00, просмотров: 282
  Обрамлять светскую музыку религиозной окраской стало модно. Насколько это оправданно — никого не колышет. Если есть Крещение — почему бы под него не попеть? Итак, в “Новой опере” затеяли красивую “Крещенскую неделю”…
     И “Пасхальный фестиваль”, и “Рождество в Кремле” суть до мозга костей светские мероприятия с традиционным набором Баха и Моцарта, их “сакральность” предопределяет лишь название. А так — все то же самое исполняется оркестрами в течение года в самых обычных абонементах. Тут, правда, просьба не путать безвкусную “светсковщину” с маленькими локальными фестивалями духовной музыки, где исполняются, например, премьеры сочинений нашего бывшего соотечественника Арво Пярта. Но это особая тема.
     А так… все лишь ищут поводы: вот и “Крещенская неделя” в “Новой опере”. Что связывает музыку с Крещением? Это же не 100-летие Ленина, к которому ряд композиторов готовили свои “приношения”. Да и народная традиция тут не поможет: по мнению искусствоведов из Центра русской фольклористики, все игрища да забавы в народе свершались как раз на Рождество, а к Крещению народ “замирал”… И Родион Щедрин, и Альфред Шнитке писали опусы к “Тысячелетию крещения Руси” — но это опять же “к исторической дате”, а не по случаю светлого праздника Крещения.
     Впрочем, какая нам разница, под каким соусом послушать хорошую музыку? 19 января, в Крещение, родился Евгений Колобов — основатель “Новой оперы”, которому и был посвящен нынешний фестиваль. Вот всё говорили: да после кончины Колобова “Новая опера” — это уже не то… Долой брюзжание! “Крещенская неделя” прямо доказывает обратное: вы увидите лучшие спектакли театра, созданные прославленным маэстро.
     Начало было масштабное: 12-го сыграли 2-ю до-минорную симфонию Малера, за пультом — главный дирижер театра Эри Клас. Симфония во всех смыслах трудная, еще Малер писал, что, слушая ее, он ощущает себя лежащим в гробу в окружении шепота цветов и траурных лент… Одна барабанная партия чего стоит. Несомненно, любители Малера пополнили свою копилку “восприятий” весьма необычной интерпретацией.
     17-го нас ждет “Евгений Онегин” в режиссуре Арцибашева (музредакция Колобова) — динамичные лирические сцены на 2 часа без антракта, которые в свое время (1996) были несомненным прорывом в театре.
     Под занавес, 20 и 24 января, дадут две премьеры — “Руслан и Людмила” (фантазия по опере Глинки и поэме Пушкина) и “Набукко” Верди в режиссуре Андрейса Жагарса. Завершится же фестиваль 28-го “реквиемом в 2 частях”: в основу спектакля “О Моцарт! Моцарт!” положен реквием Вольфганга Амадея и опера Римского-Корсакова “Моцарт и Сальери” (партия Моцарта — Дмитрий Пьянов).


Партнеры