Резоны усиленного режима

В Москве разоружают торговок варежками

  Вторничное выступление главы антитеррористического ведомства оказалось для гарнизона московской милиции неожиданным послепраздничным “подарком”. Покой милиции теперь только снится. В этом убедились корреспонденты “МК” вчера, побеседовав со стражами порядка “при исполнении”.
     
     Станция метро “Петровско-Разумовская”. У входа томится в ожидании террористов милицейский патруль с собакой. Редкие в это время дня мигранты проскакивают мимо. Правда, удается это не всем. На то и щука в реке, чтоб гастарбайтер не дремал. А тут еще такой повод — антитеррористическое усиление режима несения службы.
     В верхнем вестибюле “Пушкинской” нам удается разговорить двух девушек-кинологов. Ирина — “командир” овчарки по кличке Барон — ласково гладит пса по голове:
     — Да, усиление у нас еще со вчерашнего дня. Приказано обращать внимание на бесхозные вещи. Пока, слава богу, ничего не нашли.
     Ее коллега, “хозяйка” лабрадора Жана, также подтверждает, что, к счастью, пока все спокойно. Еще бы: усиление в московском метро настолько мощное, что на работу выгнали не только собак, натасканных на взрывчатку (это как раз Жан), но и псов-розыскников наркотиков (это уже Барон).
     Особые меры безопасности, судя по тексту, озвученному по телевидению, касаются и столичного наземного транспорта. И мы спрашиваем водителя троллейбуса Светлану, каково ей бороться с терроризмом.
     — А я чего? — говорит она. — Я машину как вела, так и веду. Но на конечной салон осматривают охранники Мосгортранса. А милиции, тем более с собаками, у нас видно не было.
     Под самый конец нашего рейда наконец-таки видим вещественное свидетельство активной борьбы с терроризмом: милиционер тащит в дежурку на “Пушкинской” связку конфискованных у какой-то торговки варежек. Становится ясно, что с такой охраной не пропадем. Если хитрые террористы, прежде чем что-нибудь взорвать, решат поторговать у входа в метро, шансов остаться незамеченными у них нет.
     
Дмитрий КАФАНОВ

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ОПАСНОСТИ ТЕРАКТА

     Адольф МИШУЕВ, руководитель Службы взрывобезопасности Москвы:
     Угроза взрыва на платформе метро. Сумки или пакеты со взрывчаткой террористы чаще всего оставляют на платформе — с таким расчетом, чтобы пострадали не только пассажиры, ожидающие поезд, но и те, которые едут в вагонах подъезжающего состава. Первое, что должны сделать граждане при обнаружении любого подозрительного предмета, — сообщить о нем дежурному по станции. Чтобы избежать дополнительных ранений осколками стекла, нужно по возможности избегать в вагоне сидячих мест, расположенных у окна.
     Если бомба оставлена внутри вагона. Если опасность взрыва велика, а поезд еще стоит на станции, надо дернуть рукоятку экстренного открывания дверей и покинуть вагон. Если выйти не удалось — отойти от подозрительного предмета (забытой кем-то сумки или коробки) подальше, в хвост или начало вагона.
     
     СПРАВКА "МК"
     Взрыв 1 кг тротила создает на расстоянии 1—2 метров ударную волну мощностью в 10—15 атмосфер. Для человека смертельной “дозой” являются 0,4 атмосферы.

А КАК У НИХ?

     В США после терактов 11 сентября 2001-го президентской директивой была введена цветная шкала, обозначающая уровень террористической угрозы. Типичные действия властей при объявлении того или иного уровня опасности включают выделение дополнительных сил полиции и других правоохранительных структур, более пристальный мониторинг границ страны, повышение готовности персонала чрезвычайных служб, в некоторых случаях — развертывание сил Национальной гвардии.
     Простых граждан просят “быть бдительными, обращать внимание на окружающих и немедленно сообщать о подозрительных предметах местным властям”.
     Красный — серьезный риск террористических актов; оранжевый — высокий риск; желтый — значительный риск; синий — общий риск; зеленый — слабый риск.
     Красный цвет американские власти “включали” всего раз — 10—14 августа 2006-го, после того как британскими спецслужбами был раскрыт заговор террористов, планировавших устроить над Атлантикой взрывы в самолетах.
     Оранжевый уровень объявлялся пять раз.
     10—24 сентября 2002 г. — в связи с первой годовщиной терактов 9/11.
     7—27 февраля 2003 г. — это было приурочено к окончанию хаджа. Спецслужбы предполагали в этой связи возможность терактов против жилых зданий, отелей и других легко уязвимых объектов.
     17 марта — 16 апреля 2003 г. — в связи с американским вторжением в Ирак.
     20—30 мая 2003 г. — после терактов в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) и Касабланке (Марокко). Американское разведывательное сообщество предполагало, что “Аль-Каида” может осуществить теракты на территории США.
     21 декабря 2003 г. — 9 января 2004 г. — спецслужбы опасались широкомасштабных терактов во время рождественских праздников.
     Ни разу при объявлении красного и оранжевого уровней угрозы терактов в США зафиксировано не было.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру