На “Сотбисе” грянула перестройка
Русское искусство пойдет на знаменитом аукционе отдельной строкой
На московскую демонстрацию собирается приехать весь русский отдел “Сотбиса” во главе с Джо Викери. Судя по всему, грандиозный успех осенних русских торгов у главного конкурента “Сотбиса” — аукционного дома “Кристи”, где, как известно, картина Сомова “Русская пастораль” была продана за 5 миллионов долларов — произвел неизгладимое впечатление. Тем более что за пару месяцев до торгов Алексис Тизенгаузен, директор русского отдела “Кристи”, привозил картины Сомова, Маковского и Айвазовского в Россию.
Такое чуткое внимание к русским покупателям русского же искусства обоснованно. “Возрастающий спрос на произведения русского искусства — одно из самых успешных явлений международного рынка последних трех лет”, — считает г-жа Викери. “Сотбису” жаловаться не приходится: в 2006 году они продали русского искусства на 82 миллиона фунтов стерлингов (чтобы перевести в доллары, умножаем на два). А в 2000-м — всего на 4! Но главное — вслед за классическим искусством начало подтягиваться и искусство современных художников. Главные покупатели здесь — тоже русские. По словам многочисленных экспертов современного искусства, иметь дома картины концептуалистов и нонконформистов становится чрезвычайно актуальным и модным. Наши вообще больше падки на живопись. На русских торгах в Лондоне (как на “Сотбисе”, так и на “Кристи”) была замечена такая тенденция. Утром продают живопись — в зале сплошь русскоговорящие клиенты. После обеда начинают торговать Фаберже и прочей декоративкой — все места заняты английскими старушками.
Что привезут в Москву на этот раз? 22 картины, среди них работы неофициальных художников послевоенного периода. Среди лотов один из главных — “Революция-перестройка” классика соц-арта Эрика Булатова, чья персональная выставка недавно прошла в Третьяковской галерее. Полотно, где художник использует свой известный “агитплакатский” прием — наложение текста на пейзаж, — выставляется на аукцион частным коллекционером из США и оценивается в 80—120 тысяч фунтов.
Абстрактное искусство представлено двумя художниками. Картина “Без названия” Лидии Мастерковой была написана художницей в середине 70-х годов и, как говорят, была куплена неким греческим коллекционером на легендарной Бульдозерной выставке (когда уличный вернисаж в Москве был разогнан с помощью бульдозеров). Начальная цена лота — 35—45 тысяч фунтов. Немного дешевле — 20—30 тысяч — стоит “Обнаженная” Владимира Вейсберга, одного из известнейших художников-нонконформистов.
Не остались без внимания и концептуалисты. Один из ярчайших из них — Игорь Макаревич — представлен работой “Я люблю СССР”, которая была написана им в 1989 году во время первой заграничной поездки в Париж. Оценивается работа в 15—20 тысяч. В самом же Лондоне непосредственно на аукционе будет продаваться около 100 произведений, и его организаторы надеются выручить 1,5 миллиона фунтов.
А организаторы московской презентации будущих лотов не стали ограничивать ее только русскими художниками. В качестве иллюстрации того, что в художественном мире все взаимосвязано, аукционисты привезут в Москву еще и работы современных западных художников: Энди Уорхола, Демиена Хирста, Виллема де Кунинга. Так что есть шанс не просто прицениться к советскому соц-арту, но и сравнить его с американским поп-артом.