Русские не идут

Корреспондент “МК” решил стать отечественным продавцом на московских рынках

  Стоило властям громко объявить о новой национальной политике на рынках, как все вменяемые россияне сразу поняли: скоро прилавки опустеют. Поначалу так, особенно в Москве, и произошло. Но теперь зарубежные продавцы усиленно оформляют российское гражданство и с не вполне понятным оптимизмом смотрят в будущее.
     Чтобы понять, что нас ожидает с апреля, когда на российских рынках должны остаться одни граждане России, корреспондент “МК” попытался устроиться продавцом на столичный рынок. Все предпосылки для этой карьеры были — московская регистрация и медкнижка. И вот что в итоге вышло.

     
     Начал я с Даниловского рынка. Продавец из Азербайджана по имени Руслан на мой вопрос о трудоустройстве лишь рассмеялся.
     — Это ты только так говоришь, что пойдешь работать сюда! Ну какой русский, да тем более москвич, станет просыпаться в 4 утра, а потом весь день стоять за прилавком? Да не просто столбом стоять, а продавать, работать с покупателем? Иди домой, парень, полегче себе что-нибудь подыщи...
     Еще более содержательный монолог выдал замдиректора рынка Виталий Алексеевич.
     — С этими новыми правилами — просто беда! Нам уже нечем в январе платить за аренду, нет денег на зарплату охране. Я считаю, все тут понятно. Этот закон выгоден владельцам больших магазинных сетей. Не станет нас, рыночных конкурентов, — они сразу цены и поднимут. Тут до анекдота доходит. У меня объявление о приеме на работу уборщицы (10 тыс. зарплата) висит с мая. И что? Придет такая москвичка, напьется и через день увольняется. А кавказцы наши то и дело сталкиваются с такой проблемой: наймут нашу продавщицу на работу, она полдня поторгует, пойдет в туалет с выручкой — и ищи ее свищи. Ну а если мы закроемся, не ровен час, сделают тут автосалон — и все дела…
     На Даниловском найти заинтересованного в местной рабочей силе хозяина точки мне так и не удалось. Все говорили одно и то же: хочешь торговать — сам бери место и торгуй своим товаром, а наемники никому не нужны. Тут нужен свой, хозяйский взгляд. Деньги счет любят.
     Дорогомиловский рынок. Прямо напротив входа здесь красуется свободный прилавок. Это, надо полагать, показательное место для россиян-аборигенов. Хожу, брожу, спрашиваю. Везде говорят одно и то же: да, кто-то спрашивал насчет продавцов-москвичей, но кто — неизвестно.
     Некий Рустем из Таджикистана (без регистрации и разрешения на работу) жизнерадостно сообщает, что назавтра здесь ждут сверхсекретную проверку Федеральной миграционной службы. Но Рустем по сему зловещему поводу не парится и советует мне обратиться в поисках работы к хозяину палатки, торгующей напитками. А здесь, в центральном павильоне, место работы можно не искать. Все занято, потому что уж слишком хлебно. Тут и черная икра, и помидоры, и молочные поросята по 300 рублей за кило.
     Захожу в павильон, где расположены палатки, торгующие шмотками. Вот здесь — тишина, покой и никаких приезжих. Русские продавщицы охотно сообщают о моих потенциальных заработках: 250—300 рублей в день плюс небольшие проценты. Негусто. Вряд ли какого москвича такими “миллионами” соблазнишь. Включая меня.
     Но вот и первое деловое предложение — от хозяина той самой палатки с напитками. Я попросил 600 рублей в день, и мы уже чуть не ударили по рукам. Но тут я узнал, что работать надо с 7 утра до 7 вечера и без выходных. Как-то мне это не понравилось, и я уехал, вежливо попрощавшись.
     Черемушкинский рынок. Здесь я был сразу вычислен и позорно обсмеян:
     — Иди-иди, москвич! Нам не нужен продавец, у нас все бумаги уже есть, и гражданство тоже!
     Здесь, кстати, и мест свободных было поболее, но и народу тоже побольше, чем на Даниловском. Продавцы пожимали плечами и отсылали к администрации. А администрация пожимала плечами и отсылала к продавцам.
     Тогда я, несчастный москвич, мечтающий стать торговцем, поехал на окраину, в Новопеределкино. И только на местном рынке впервые увидел объявления с приглашением на работу граждан РФ.
     Но, увы, мечта и тут не сбылась. В мясных рядах, где нужны были продавцы-россияне, искали исключительно кандидатов-женщин. Условия такие: 300—500 рублей в день за выход и проценты, если расторгуешься больше, чем на 2000 рэ. В живых цифрах это в день в общей сложности 1000—1200. И два выходных в неделю. Что вообще-то для московских рынков невероятный нонсенс.
     Наконец, нахожу Елену, владелицу четырех торговых мест. На всех висит объявление с приглашением граждан России. Лена придирчиво смотрит на меня и сообщает, что ищет супружескую пару, но помоложе, чем я, торговать живой рыбой. Я зарделся и заерепенился. Дескать, очень даже могу! И у меня жена молодая тоже работу ищет...
     — Значит, так. 500 рублей в день каждому и по 20 рублей за каждую почищенную рыбу. Желающих почистить рыбу в магазине набирается порядка 20—30 в день. Считайте — больше тыщи выходит.
     Тут я “колюсь” перед Еленой и рассказываю о журналистской цели расспросов. Она разочарованно вздыхает.
     — Что ж вы меня разыгрываете? Тут не до смеха. У меня это объявление висит на всех точках еще с 1 декабря, так вот: вы — второй человек из России, что обращается. Была еще девушка из Ростова, но она так и не перезвонила. А вообще, россияне — работники крайне ненадежные, вороватые, тут это каждый торговец знает, — подтверждает она информацию торговцев с Даниловского, — приходится следить за ними и каждые полтора-два часа забирать выручку, особенно летом. А то выйдет в туалет — и убежит. Или как у меня лично сколько раз бывало: поработает продавец пару дней и уйдет молча, даже ключи не отдаст. Как потом в палатку зайти?..
     Последняя точка “рейда” — Кунцевский рынок. Здесь меня опять гоняли от одной точки к другой. И везде одна и та же история: да, нужен был продавец с русским паспортом, но уже взяли. А где не взяли, там уже оформляют себе гражданство. Как? В ответ лишь усмешки: “В России все продается”. Под занавес увидел я здесь и соотечественника. Гражданин РФ спал беспробудным сном праведника и труженика прямо на полу рядом с прилавками. Такой наработает…
     В общем, все крики властей о защите отечественного производителя уже кончились ничем. Продавцы на 100% уверены, что драконовский закон о рыночной торговле еще до апреля будет отменен или изменен так, что приезжие смогут торговать дальше. А если и нет, ушлые торговцы все равно какую-нибудь лазейку найдут.
     ФМС недавно не постыдилась похвастаться в СМИ, что за неделю ею было оформлено аж 6000 разрешений на работу в Москве. В городе, где, по самым скромным подсчетам, проживает 1,5 млн. иностранных приезжих. Элементарный арифметический подсчет дает элементарный же результат: за год такими темпами удастся оформить 312 тысяч разрешений. Выводы делайте сами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру