Вор должен сидеть дома

Российские тюремщики намерены начать применять домашние аресты

  Похоже, что байки о зэках, мотающих срок “за мешок картошки”, скоро навсегда уйдут в прошлое. Пенитенциарная система России делает крутой разворот в сторону гуманизации наказаний. На круглом столе, проведенном Федеральной службой исполнения наказаний в четверг, главной темой было расширение возможностей применения в стране наказаний, не связанных с лишением свободы.
     
     — Тюрьма — не то лекарство, с помощью которого можно излечить преступника, и не панацея от криминала, — считает заместитель директора ФСИН Владимир Семенюк.
     — Тюремное наказание способствует деградации человека, подрывает его положение в обществе, помогает впитывать криминальную субкультуру, — вторит ему начальник правового управления ФСИН Олег Филимонов. — Лишение свободы должно быть лишь крайней мерой. К тем же, кто совершил преступления незначительной и средней тяжести, нужно применять другие методы — альтернативные. Но добиться этого можно лишь в случае, если пенитенциарная система будет располагать их достаточным количеством и они будут эффективными.
     Сегодня из общего числа осужденных за различные преступления 32% уходят за колючую проволоку, большинство наказываются условно и лишь к 3—4% применяются так называемые альтернативные методы наказания. Теоретически таких шесть. В их числе: условное наказание, штраф, отсрочка приговора, обязательные работы, домашний арест и запрет заниматься определенным видом деятельности.
     До 2003 года применение альтернативных методов наказания, не связанных с лишением свободы, было практически нулевым. Единственное, что могло облегчить участь преступивших закон, — это решение суда об условном сроке. В 2003 году в УК были внесены поправки, заменившие некоторые сроки на штрафы. В 2004-м было введено такое наказание, как обязательные работы. Но из-за узкого перечня предприятий, где можно было трудиться осужденному, этот метод наказания применялся не часто. Около 40 тысяч человек на сегодняшний день отбыли или отбывают такое наказание, посчитали в ведомстве.
     — 30 декабря 2006 года был подписан федеральный закон, направленный на расширение перечня таких предприятий, — говорит Филимонов. — Теперь отбывать обязательные работы по решению суда можно практически в любой, в т.ч. коммерческой структуре.
     С 2007 года ФСИН предполагает начать применять и такое наказание, как домашний арест. Когда помимо того, что за осужденным будет вестись надзор, он еще будет нести ряд конституционных ограничений: ограничение места пребывания, свободы перемещения, посещения определенных мест.
     — Например, для кого-то это может быть запрет на посещение ресторанов, казино, стадиона в качестве болельщика, — поясняет Владимир Семенюк. — При таких условиях человек не потеряет социальные связи, не будет отлучен от семьи, работы. Но, что очень важно, сможет встать на путь исправления.
     Однако для того, чтобы такая система наказаний начала действовать в полную силу, необходимо введение возможности электронного мониторинга осужденных (электронные браслеты, о применении которых неоднократно говорилось).
     — Однако до сих пор так и не решен вопрос и с поправками в законодательство, регламентирующими возможность такого отслеживания перемещения осужденных, и с финансированием программы использования средств электронного мониторинга, — заявил Семенюк.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру