Взгляд “Орла”

упал на “Остров”

29 января 2007 в 00:00, просмотров: 380
  В Москве вручили кинопремии “Золотой орел”. Бесспорный лидер юбилейной, пятой по счету церемонии — режиссер Павел Лунгин. Его “Остров” забрал целых 6 наград, включая “лучшую режиссуру” и “лучший фильм”. Павел Семенович откровенно растерялся, так как не ожидал такого успеха. Зато супруга режиссера Елена просто радовалась успеху мужа от души.
     
     Минуй нас пуще всех печалей “орлиный” гнев, “орлиная” любовь... Пожалуй, именно таким было настроение главного триумфатора только что прошедшего “Золотого орла” Павла Лунгина. Его “Остров” получил аж 6 статуэток, включая все главные. “Неудобно как-то, я не ожидал, чтобы столько”, — сказал он мне грустно в ответ на поздравления по окончании фанфар. Реагировал Павел Семенович по-человечески — растерянно. Хоть и желая, конечно, признания, но не без оглядки — деликатный же человек.

     
      Лунгин
     Не припомню за все годы хождения по кругам церемоний такой нормальной реакции на “медные трубы”. И, конечно, было понятно, что победа эта с болью пополам — день ведь только тогда прошел, как не стало оператора Андрея Жегалова, с которым Павел Лунгин снял “Остров” и совсем недавно — “Ветку сирени”.
     И еще Павел Семенович, стоя в коридоре между первым павильоном, где была сама церемония, и третьим, где уже начался банкет, сказал: “Спасибо за поддержку — ваш фестиваль так много сделал для нашего фильма”.
     На IV фестивале отечественного кино “Московская премьера”, одним из организаторов которого является “МК”, “Остров” в конце этого лета победил по итогам зрительского голосования. А это будет подороже пресловутого бокс-офиса — ведь наши читатели, они же зрители нашего фестиваля, не ради попкорна в кино ходят. Смею надеяться, что в “орлиной” борьбе между “кино для темных и светлых” и “кино для людей” мнение простого зрителя сыграло свою роль.
     
      Жестокий замес
     Остальные итоги — тут же, в колонке лауреатов. Недоумение вызывает жестокий замес кино и телевидения в одной “посуде”. То есть актерские работы, как и большинство других профессиональных подвигов, все-таки разложили по разным “сковородкам”, а в номинациях “лучшая музыка к фильму” и “лучшая работа художника-постановщика” зачем-то слили вместе и фильм, и сериал. Всему миру вроде давно понятно, что кино и ТВ — это “две большие разницы”, как говорят в Одессе. Вот в Америке: “Оскар” — отдельно, “Эмми” — отдельно. То есть “божий дар” и “яичница” — и то, и другое нужно, но для разных целей.
     
      Михалкова
     Что касается самой раздачи, то, пожалуй, самые противоречивые чувства вызывает ситуация с “лучшей женской ролью в фильме”. С одной стороны, Анна Михалкова в “Связи” очень старалась. И для нее это личная победа над собой, над сложившимся амплуа, с чем ее, конечно, можно поздравить. Как она же сама сказала: “Ну вот, значит, не одних доярок могу играть”.
     С другой стороны, было видно, как Анне неловко получать именно “Орла”: “Ну вот, скажут: папа дал”. Причем Михалкова еще и отличилась в одежде — единственная из всех дам была не в черном — в платье цвета крем-брюле и фасона, как у принцесс в детских книжках. За эту смелость, кстати, ей можно поставить отдельную “пятерку”. “Да просто все остальное в химчистке”, — со свойственной ей самоиронией ответила она мне на комплимент по поводу наряда.
     Ну а в-третьих, по-настоящему актерским подвигом все-таки в этом году стала роль Евгении Симоновой в “Многоточии” Андрея Эшпая. И это всем очевидно, включая саму Аню, которой ее ум и воспитание еще никогда не позволяли не видеть очевидных вещей. Поэтому “Орел” Михалковой все-таки с горчинкой.
     
      Церемония
     Ну, в общем, саму церемонию те, кто хотел, уже в воскресенье днем посмотрели по телевизору — надеюсь, искусство монтажа позволило избежать им скуки, которая временами одолевала-таки нас, сидящих в тот вечер на “Мосфильме”. Нас же настроили с самого начала на то, что все будет ну очень серьезно. “Голос за сценой”, пока все рассаживались, вещал: “Пожалуйста, будьте счастливы! Хлопайте своим коллегам, даже если вы их ненавидите!”

ПОБЕДИТЕЛИ — “МК”

      Павел ЛУНГИН:
     — Сегодня я, конечно, все время думаю об Андрее Жегалове, нашем операторе. (25 января он умер — инфаркт, 42 года, — на выборе натуры для нового фильма Карена Шахназарова. — “МК”) Для меня это невосполнимая потеря, потому что мне понадобилось пятнадцать лет жизни, чтобы найти человека, который был бы как вторая половина для меня, как брат. И мы столько спланировали сделать фильмов… У него еще было столько дел. Он жил — влет. Казалось, после “Острова” только открылись клапаны… Эта смерть ужасна, чудовищна. Хотя сегодня праздник и радостная победа, но это, конечно, горе.
     
      Инна ЧУРИКОВА:
     — Я была так взволнована на сцене: совсем не ожидала получить премию — у меня все-таки маленькая роль. Может быть, совершенно невероятная судьба этой женщины, но роль же небольшая. Я бы отдала этого “Орла” Чулпан Хаматовой за “Доктора Живаго”.
     
      Глеб ПАНФИЛОВ:
     — У меня есть дома стол специальный для моих наград, но, наверное, придется делать еще полочку — уже не хватает места. Если б было в моей власти, отдал бы эту премию автору романа — Александру Исаевичу Солженицыну.
     — А на “Оскар” “Орла” поменяли бы, если б предложили?
     
— Нет. “Орел” уже мой, родной. Я ему верен. Я вообще не люблю ничего в жизни менять. Ни друзей, ни премии. Я по гороскопу Собака, и я быстро привыкаю к тому, с кем дружу.
     
      Александр ПРОШКИН:
     — Признание коллег всегда дорого стоит. В этот момент ты действительно счастлив. Но ты понимаешь, что это всего лишь миг, иллюзорное чувство. Ты чувствуешь какую-то свою нужность, то, что ты делаешь, востребовано, имеет смысл. Но, я думаю, уже завтра настанет отрезвление. К сожалению, то, что мы делаем, никак эту жизнь не меняет, увы. Сейчас кино не способно влиять на умы. Место, где хранить премию, у меня есть — вместе с остальными наградами, поднакопилось их. Это не самая большая проблема. Не буду кокетничать, в моей номинации в том раскладе, который был, я считаю, наш фильм по праву заслужил эту премию.
     
      Владимир НАУМОВ, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России:
     — Я со сцены, открывая церемонию, говорил, что первый павильон “Мосфильма”, где мы уже в пятый раз вручаем наших “Орлов”, — намоленное место. Я имел в виду уникальность этого места — здесь происходит магическое чудо рождения кино. Совсем не в связи с “Островом” — я же не знал результатов голосования. А вышло так, что сегодня и такую параллель можно провести.
     Но чего в этом павильоне только не было: и Наташа Ростова танцевала бал, и парижские сцены я лично снимал. Место, как и человек, имеет память, поэтому, когда я вхожу сюда, ощущаю эту идею. Пусть здесь мало мест. У нас даже была идея открыть соседний павильон и там на экране показывать всю церемонию, но это было бы унизительно для тех людей, кто находится в этом павильоне. Я думаю, мы здесь останемся навсегда.
     А что касается результатов премии, я считаю, что все роздано справедливо.
     
      ЛАУРЕАТЫ “ЗОЛОТОГО ОРЛА” ЗА 2006 ГОД
     Лучший игровой фильм — “Остров” (продюсеры Сергей Шумаков и Павел Лунгин)
     Лучшая режиссерская работа — Павел Лунгин (“Остров”)
     Лучший сценарий — Дмитрий Соболев (“Остров”)
     Лучшая операторская работа — Андрей Жегалов (“Остров”)
     Лучшая музыка к фильму — Эдуард Артемьев (“Доктор Живаго”)
     Лучшая мужская роль — Петр Мамонов (“Остров”)
     Лучшая женская роль — Анна Михалкова (“Связь”, реж. Авдотья Смирнова)
     Лучшая мужская роль второго плана — Виктор Сухоруков (“Остров”)
     Лучшая женская роль второго плана — Чулпан Хаматова (“Многоточие”, реж. Андрей Эшпай)
     Лучшая работа художника-постановщика — Виктор Юшин (“Доктор Живаго”, реж. Александр Прошкин)
     Лучшая работа художника по костюмам — Эмма Беглярова (“Далеко от Сансет-бульвара”, реж. Игорь Минаев)
     Лучший монтаж фильма — Дмитрий Киселев (“Дневной дозор”, реж. Тимур Бекмамбетов)
     Лучшая работа звукорежиссера — Сергей Карпенко, Иван Титов, Юлий Ягудин, Александр Вартанов (“Дневной дозор”)
     Лучшая женская роль на телевидении — Инна Чурикова (“В круге первом”, реж. Глеб Панфилов)
     Лучшая мужская роль на телевидении — Олег Янковский (“Доктор Живаго”)
     Лучший телефильм или мини-сериал — “В круге первом”
     Лучший телевизионный сериал — “Доктор Живаго”
     Лучший анимационный фильм — “Капитанская дочка” (реж. Екатерина Михайлова)
     Лучший неигровой фильм — “С Романом Карменом… путешествие в молодость” (реж. Виктор Лисакович)
     Лучший иностранный фильм в российском прокате — “Возвращение” (реж. Педро Альмодовар)
     За вклад в мировой кинематограф — Роман Полански


Партнеры