На памятнике поставили крест

В Абрамцеве выкорчевали парк и коллектив

  Не везет подмосковным усадьбам в последнее время просто катастрофически: то одна разваливается, то другая горит. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник “Абрамцево” на их фоне казался благополучным и защищенным от всех бед и невзгод своим федеральным статусом. Ан нет, на днях Сергиево-Посадский городской суд рассматривает уголовное дело в отношении бывшего директора “Абрамцево” Ивана Рыбакова, а в музее — новый скандал, уже с новым директором: памятник культуры — под угрозой исчезновения.
     Родовое гнездо Аксаковых, где гостил Гоголь, новый хозяин, промышленник-миллионщик Савва Мамонтов, разрушать не стал. Наоборот, трепетно сохранил мемориальные комнаты. При Мамонтове Абрамцево стало культурной Меккой для писателей и художников. Здесь зародился стиль русский модерн. В отличие от своих предшественников новые хозяева Абрамцева, кажется, задались целью уничтожить все, что возможно.
     Так, предыдущий директор Рыбаков обвиняется в халатности и превышении должностных полномочий. Основанием для возбуждения уголовного дела стали материалы ревизии за период с 2002-го по 2004 год. По версии следствия, Рыбаков допустил многочисленные нарушения при использовании государственных средств. Так, на проведение ремонтно-реставрационных работ главного дома усадьбы израсходовано свыше 11 млн. бюджетных рублей. Реставрация проводилась без проектно-сметной документации и согласования с госорганами охраны памятников, а это вопиющее нарушение, отметили в областной прокуратуре.
     — Это преступление, а не реставрация, — еще резче высказываются музейные работники. — Работы приостановлены, и главный усадебный дом в итоге разваливается. Новый директор просто затянул здание сеткой, чтобы не было видно, как оно рушится.
     Происходило за последнее время в Абрамцеве разное: и огороды разбивались возле домика Поленова, и ВИПы гуляли, чувствуя себя наследниками богача Саввы Мамонтова. Два года назад в музее сменилось руководство, директором стал Александр Пентковский. Доктор богословских наук, по первому образованию — химик-технолог, он всего лишь около двух лет проработал в филиале Государственного исторического музея “Новодевичий монастырь”. До нынешнего назначения преподавал в Московской духовной академии. Новая метла начала мести по-новому. Старые сотрудники совсем схватились за голову.
     — Варварски осушен и очищен без предварительных исследований Верхний пруд — элемент парковой композиции XVIII века, в результате чего он зарос болотной растительностью. Один пруд перестал существовать вообще, река Воря потеряла свой облик, а парк — своей вид, — поделились они своей бедой. — Нарушается главный принцип пейзажного парка — его естественность... В течение уже почти двух лет идет только вырубка вековых деревьев, взамен не посажено ни одного нового...
     Сейчас решением Росохранкультуры “приостановлено несанкционированное благоустройство парка до завершения подготовки и представления в кратчайший срок в Росохранкультуру для согласования научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ”.
     Еще одна боль музейщиков — церковь Спаса Нерукотворного, уникальный памятник конца XIX века, построенная на деньги Мамонтова и расписанная Васнецовым, Поленовым и Репиным. Церковь была действующей, изредка в ней шли службы. Сейчас состояние здания сильно ухудшилось: нарушился температурно-влажностный режим, пошли осыпи на недавно отреставрированных клиросах.
     Людям, болеющим за свое дело, видеть это все невыносимо. В музее сложилось катастрофическое положение с кадрами. За это время ушло около тридцати научных сотрудников со стажем 15—30 лет. Как они утверждают, методы работы Рыбакова и Пентковского слишком уж схожи. Увольняются даже те, кто пришел уже при новом директоре (с августа 2005-го по август 2006-го ушли 92 человека).
     Пока коллектив бьется за сохранность музея, усадьба обрастает коттеджами. В декабре 2005 года глава Сергиево-Посадского района своими постановлениями предоставил в аренду четырем гражданам земельные участки площадью 0,25 га каждый, а двум гражданам такие же земельные участки выделил бесплатно в собственность. В июне 2006 года глава района утвердил в постановлении еще одной гражданке проекты границ дополнительного земельного участка площадью 400 кв. м. Все участки располагались в охранной зоне “Абрамцево” — деревнях Быково и Глебово Митинского сельского округа. В 2006 году прокуроры активно оспаривали эти решения, ведь участки под застройку выделялись в пределах охранной зоны музея-заповедника, что незаконно.
     — Долг каждого из нас — попытаться спасти жемчужину русской культуры, — призывают музейные работники. Но пока все судятся, усадьба рушится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру