Пассажиры доехали до суда

и подали иск на повышение стоимости талончика у водителя

31 января 2007 в 00:00, просмотров: 441
Волна народного гнева по поводу баснословного повышения цен на проезд в общественном транспорте столицы докатилась наконец до храма правосудия. Как стало известно “МК”, в понедельник столичное общество по защите прав потребителей “Блокпост” подало иск в Мосгорсуд о незаконном взвинчивании тарифов. Ответчики по иску — Департамент транспорта и связи, Региональная энергетическая комиссия и столичное правительство. Борцы за права пассажиров надеются отменить “драконовский” закон, согласно которому билет на проезд в автобусе, троллейбусе или трамвае, купленный у водителя, стоит 25 рублей!
Жалобы москвичей в принципе сводятся к одному. Купить билет по стандартной цене — 15 рублей — можно лишь в киоске. Но они есть не везде, да и работают отнюдь не круглосуточно.
— Стою я как-то в очереди на автобус, — возмущенно рассказывает 37-летняя москвичка Наталья Одинцова. — Билет в кассе я купить не смогла — как и всегда вечером, окошко было закрыто. Но, думаю, куплю у водителя. И как же я была удивлена, когда он потребовал с меня 25 рублей. Сначала я подумала, что шофер хотел на мне нажиться — в кассе-то билет стоит 15 рублей. Но потом узнала, что вышел новый закон: если покупаешь билет у водителя, нужно платить на десять рублей больше. Но это же безобразие! В таком случае почему очень часто закрыты кассы? И ведь далеко не на всех остановках стоят киоски по продаже билетов!
По словам представителя Общества защиты потребителей Андрея Вьюгова, новые правила стоимости проезда в транспорте ввела Региональная энергетическая комиссия Москвы. Покупая билет в кассах торговой сети, потребитель заключает договор перевозки по цене 15 рублей. А в случае, если касса не работает или пассажир не успел купить там билет, он приобретает его у водителя и заключает равный по своему содержанию договор, правда, по цене почти в два раза выше. Порой доходит до смешного — когда, например, приходится ездить в двухвагонных трамваях. При входе пассажира в первый вагон он обязан купить билет по цене 25 рублей у водителя, а при входе во второй билеты продает кондуктор, но на десять рублей меньше.
— Но подобная ситуация грубо противоречит действующему законодательству и должна быть признана незаконной, — говорит адвокат Елена Фролова. — В соответствии с ч. 2 ст. 789 Гражданского кодекса договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. При этом цена товаров, работ и услуг, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот.
Правозащитники просят суд обязать Региональную энергетическую комиссию Москвы установить единый тариф для проезда в наземном транспорте столицы независимо от места приобретения билета.
Но это еще далеко не все претензии правозащитников к чиновникам. Истцы считают, что повышение цен на транспорт незаконно вообще. В связи с чем правозащитники провели простой математический подсчет.
— Росстат утверждает, что инфляция по итогам 2006 года составила 9%, — говорит Вьюгов. — А при анализе роста цен на проезд в транспорте в совокупности с данными об инфляции очевидна необоснованность установленных тарифов. К примеру, стоимость билета на одну поездку в наземном транспорте в 2006 году была 15 рублей и с учетом инфляции могла быть увеличена на 1 рубль 35 копеек. А вместо этого метро подорожало на два рубля.
В общем, вопросов много. И правозащитники надеются, что вскоре их сможет решить суд.

МНЕНИЕ ТРАНСПОРТНИКОВ
Почему билет у водителя стоит 25 рублей? Это сделано для того, чтобы стимулировать пассажиров покупать проездные заранее. Большинство москвичей сейчас имеют так называемые долгоиграющие проездные — на множество поездок, действующие в течение месяца, трех и т.д. Эти пассажиры вынуждены задерживаться при посадке из-за тех, кто покупает билеты у водителя. Время посадки с проездным, купленным заранее, составляет 4 секунды, а на приобретение карточки у водителя в среднем уходит 1 минута. Нетрудно посчитать, что за это время могли бы совершить посадку 15 человек.

А КАК У НИХ
В Прибалтике уже несколько лет существует практика разных цен на проездные билеты. Например, в Эстонии, если купить билет в киоске, то он стоит 10 крон (25 рублей), а вот у водителя — 15 (35 рублей). Самое интересное, что все воспринимают подобную ситуацию как норму.


    Партнеры