Соло на сковородке

Ребенка можно учить музыке с года

5 февраля 2007 в 00:00, просмотров: 280
  Бледный вундеркинд за пианино, бесконечные гаммы, “ставь пальцы правильно”... Как учить детей музыке, чтобы, став взрослыми, они не вспоминали об этом с тоской?
     Корреспондент “МК” побывал в одном из московских детских клубов, где ребята занимаются с годовалого возраста.
     ...Ангелина шуршит маракасами (кто не знает — это такие погремушки), Марина стучит палочкой по большой коробке, Соня — по чайной чашке, а Ване достался барабан. Этим малышам по 3—4 года. А учит их “тетя Катя” — Екатерина Железнова, один из авторов методики раннего развития ребенка с помощью музыкальных занятий.

     
     Каждую пятницу трехлетняя Маша просыпается в отличнейшем настроении. Потому что ее повезут в мир, полный удивительных вещей, которые есть не в каждом доме. Там стоит одна коробка с деревянными ложками и другая — с колокольчиками. Там есть зеркало от пола до потолка и целая стопка детских синтезаторов. Да и где еще, скажите на милость, ребенку дадут вволю постучать по сковородке и вдобавок похвалят за силу звука и попадание в ритм!
     — Начинать музыкальные занятия можно уже с года, — говорит Екатерина Железнова. — Вот эта группа — 3—4 года — уже старшая. Эти занятия прежде всего нужны для общения. Но с их помощью можно натренировать мелкую моторику, выучить нотную грамоту, развить чувство ритма и музыкальный слух. По поводу того, является ли слух вещью врожденной или нет, есть разные мнения. Но я считаю, что развить его можно у любого ребенка. И на наших занятиях, например, дети учатся верно угадывать ноты.
     Занятие в старшей группе длится 45 минут, но за это время малыши успевают уйму вещей: сделать гимнастику, постучать на металлофоне, пошелестеть метелками и сыграть на синтезаторах пьесу из двух нот “Жук-жук, где живешь”. Настоящим ансамблем, между прочим!
     — Музыкальные занятия в детском саду — это совершенно другое, — считает Екатерина. — Там идет постоянная подготовка к праздникам, натаскивание. А индивидуально с каждым ребенком за 15 минут не поработаешь.
     Кульминация урока — исполнение сказки-шумелки “Чей голос лучше”. Речь идет о посуде, которая совершенно наглым образом начала выяснять отношения прямо на кухне. Но малыши не особенно вслушиваются в текст. Отталкиваясь ногами в крохотных башмачках, они на подушках “съезжаются” к заветной коробке с инструментами. Каждому ребенку выдают маракас (“С фасолью?” — требовательно спрашивает Ваня. “Обязательно!”), пару ложек и барабанные палочки. И — начинается озвучка! Пять минут шуршания, звона и стука — каждому можно проверить, чем звон стеклянного стакана отличается от гулкого звука сковороды.
     — А чей голос лучше всех? — так заканчивается сказка.
     — Мамин, — серьезно отвечает детский хор, и восемь головенок поворачиваются к родителям, тихонько сидящим у них за спиной.
     Мамы! Если ваш ребенок лупит ложкой по столу, а потом — по чашке, а потом — по плите, не кричите, что у вас болит голова. Не мешайте, не отнимайте инструмент.
     Человек занят своим музыкальным развитием.

Мамино мнение

     — Нам три с половиной года, занимаемся с сентября раз в неделю. Сын — человечек своенравный: не всегда готов повторять упражнения, посреди занятия может носиться кругами по залу. Или, наоборот, закапризничать и засесть ко мне на руки. Я с трудом представляю его на “уроке” без родителей или бабушки, а тут мне понравилась именно моя включенность в процесс — многое делаем вместе, помогаю чем могу.
     Первое время мне казалось, что особого эффекта нет. Но как-то к нам в гости пришли родственники, и сын вдруг начал им демонстрировать упражнения из детской гимнастики, которые делал на занятиях, — хвастал вовсю. Дома мы часто слушали музыку, но сам ребенок не пел. А под Новый год его как прорвало — песня за песней. Не могу сказать, что очень уж музыкально, но иногда в ноты попадает. Еще попросил купить ему детский синтезатор — теперь на нем с удовольствием играет и различает нотки.
     
Анастасия КУЗИНА

Советы от Екатерины Железновой

     — Мама должна дома петь. Обязательно. Многие родители утверждают, что у них нет голоса. Но “строй” может держать любой взрослый. А что мама поет, ребенку совершенно все равно.
     — Маме надо танцевать. С ребенком в том числе. Или брать его за ручки и шагать в такт, или использовать песенки, в которых зарифмовано, что малышу надо сделать.
     — В доме должна звучать музыка. Но я противница того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют. Музыку можно обсуждать (“вот это — фортепиано, это — скрипка”), можно придумывать сюжет (к примеру, к произведениям “Детского альбома” Чайковского).
     — Даже если дома нет ни одного музыкального инструмента, при желании звучать может все что угодно. Если ребенок постукивает чайной ложкой по тарелке не из вредности, а с удовольствием слушая звук, это надо поощрить.
     А если дома есть пианино — это вообще прекрасно. Можно учить музыке куклу и играть куклиной ручкой. Можно устраивать концерт для игрушек или бабушки. Можно учить нотам папу.
     Но, как правило, детский палец слишком слаб, чтобы извлекать звук из клавиш фортепиано. Они начинают бить всей пятерней, а это больновато. В этом случае выручит синтезатор, достойная замена пианино на первое время. Он компактнее, в нем много тембров, а клавиши легко прожимаются.


    Партнеры