За спрос денег не берут

Как отвечать на вопросы во время собеседования?

  В прошлом номере “Фортуны” (см. “МК” от 29 января) специалисты кадрового агентства “Компания “Фрегат” рассказали о том, как правильно вести себя на собеседовании. Теперь речь пойдет о вопросах, которые обычно задают соискателям, и о том, как на них следует отвечать.
     
     Менеджер по персоналу ставит перед собой цель: определить, подойдет ли претендент для работы в компании, справится ли он со своими обязанностями, будет ли достаточно компетентным, инициативным сотрудником. Резюме не дает ответы на эти вопросы — сведения в нем могут быть неполными или даже приукрашенными. Бумага, как известно, все вытерпит. Поэтому и требуется очная встреча — чтобы самому убедиться в личностных и деловых качествах соискателя. Задача же последнего — правильно ответить на поставленные вопросы. О чем же чаще всего спрашивают претендента на должность?
     
     1. Почему вы ушли с предыдущего места работы?
     Не стоит ругать прежнего работодателя или критиковать порядки, бывшие в компании. Тем более не следует упоминать про конфликт с руководством или коллегами, ставший причиной ухода. Лучше подчеркнуть, что вас высоко ценило начальство и уважали в коллективе. А причиной увольнения стало желание заняться более интересной, перспективной работой или стремление получить более престижную должность — склонность к карьерному росту всегда приветствуется.
     
     2. С какими трудными проблемами вы уже сталкивались и как их решали?
     Не вспоминайте о личных неудачах, говорите только о производственных трудностях. Можно рассказать, как вы замещали уехавшего в командировку начальника и успешно справились с его обязанностями, как вкалывали один за троих во время эпидемии гриппа и пр. Это прекрасная возможность показать себя с лучшей стороны и продемонстрировать умение находить выход из безвыходной ситуации. Хорошо, если вы подробно опишите какую-нибудь конкретную проблему и пути ее решения. Но не перебарщивайте.
     
     3. Почему вы хотите работать именно в нашей компании?
     Не стоит отвечать банальными фразами, типа: “Меня привлекает интересная работа, перспективы роста, хорошая зарплата” или “Мне нравится работать с людьми”. Необходимо убедить интервьюера, что вам не все равно, где трудиться, что вы мечтали получить место именно в его компании. Поэтому надо заранее познакомиться с будущим местом работы: зайти на сайт фирмы, понять, чем она занимается, какие товары производит и какие программы реализует. Тогда будет гораздо легче доказать, что вы именно тот человек, который требуется. Можно еще ненавязчиво добавить, что вас привлекают имидж и авторитет компании, ее известность в деловом мире, стиль работы, отношение к сотрудникам, корпоративные программы по обучению и повышению квалификации и т.д.
     
     4. В чем заключаются ваши преимущества перед другими кандидатами?
     Сделайте упор на объективных данных, своих умениях и опыте — то есть на том, что легко доказать. Подчеркните, что закончили престижный вуз, получили хорошее образование, работали в солидных фирмах, обладаете практическими навыками по работе с клиентами, участвовали в деловых переговорах, составляли договора, общались с поставщиками и пр. Не стоит особо скромничать, но и впадать в хлестаковщину тоже не надо. Помните: ваши недостатки — это продолжение ваших достоинств. Если вы не успеваете вовремя закончить отчет, постоянно задерживаете, скажите, что так тщательны, что не можете завершить дело, пока семь раз не перепроверите все данные. А если регулярно опаздываете на работу, сошлитесь на то, что не курите и таким образом с лихвой компенсируете потерянное время.
     
     5. Не помешает ли ваша учеба (семейная жизнь) работе?
     Не спешите с ответом, подумайте. Если в компании жесткий рабочий график, то будет трудно отпрашиваться на учебу, а если от сотрудников требуют (неофициально, конечно) не оформлять больничные листы, то вы не сможете ухаживать за заболевшим ребенком. В этом случае стоит подыскать более подходящий вариант трудоустройства.
     
     6. С чего вы бы начали свою деятельность?
     Покажите, что готовы проявить инициативу, заняться повышением эффективности деятельности компании, но не переусердствуйте — излишняя активность, как известно, наказуема.
     
     7. Какую должность вы хотели бы занять в компании через три-четыре года?
     Стоит заранее продумать варианты ответа — фактически составить план своего карьерного роста. Здесь можно пофантазировать. Заявите, что хотите стать менеджером среднего звена — начальником отдела или даже управления. Карьеристов (в хорошем смысле слова) любят, стремление к росту говорит о честолюбии и инициативности кандидата. Но не уподобляйтесь Манилову: некоторые должности не позволяют рассчитывать на быструю карьеру.
     
     8. На какую зарплату вы рассчитываете?
     Очень коварный вопрос, следует все тщательно рассчитать. С одной стороны, как бы не продешевить, а с другой — завышенные требования могут привести к отказу от места. Лучше всего назвать некую среднюю цифру, приемлемую для вас, или дать обтекаемый ответ — от и до. Более подробное обсуждение лучше отложить до того момента, когда вас пригласят на разговор с непосредственным начальством.
     
     И еще совет: если вас попросят рассказать автобиографию, не надо подробно пересказывать резюме. Сосредоточьтесь на том, что непосредственно относится к будущему месту работы, — образовании, опыте, умениях, навыках. Говорите кратко, четко, уверенно. Не мямлите и не уходите в сторону. И тогда, возможно, вы понравитесь кадровику и он предложит вам желанную должность.
     
     Наиболее типичные причины отказа при приеме на работу:
     низкая успеваемость во время учебы;
     недостаток опыта;
     незрелость, незнание корпоративной культуры;
     нежелание начинать карьеру “снизу”, слишком завышенные требования к зарплате;
     нежелание оставаться сверхурочно, ездить в командировки;
     нежелание посещать корпоративные семинары и тренинги;
     отсутствие интереса к компании;
     отсутствие плана продвижения по службе;
     презрительное отношение к предыдущему работодателю;
     излишняя активность, давление на собеседника, поведение всезнайки;
     невыдержанность, недостаток вежливости;
     неопределенность ответов, неискренность, лживость;
     нерешительность, безынициативность, несамостоятельность;
     вялое рукопожатие, слабый голос, плохая дикция;
     опоздание на встречу, неумение ценить чужое время;
     не слишком подходящий внешний вид;
     нежелание смотреть в глаза собеседнику;
     неудачная личная жизнь или слишком запутанное семейное положение.
     
     Информация предоставлена кадровым агентством “Компания “Фрегат”. Тел.: 916-10-83, 916-32-56, www.fregat.com.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру