За спрос денег не берут
Как отвечать на вопросы во время собеседования?
Менеджер по персоналу ставит перед собой цель: определить, подойдет ли претендент для работы в компании, справится ли он со своими обязанностями, будет ли достаточно компетентным, инициативным сотрудником. Резюме не дает ответы на эти вопросы — сведения в нем могут быть неполными или даже приукрашенными. Бумага, как известно, все вытерпит. Поэтому и требуется очная встреча — чтобы самому убедиться в личностных и деловых качествах соискателя. Задача же последнего — правильно ответить на поставленные вопросы. О чем же чаще всего спрашивают претендента на должность?
1. Почему вы ушли с предыдущего места работы?
Не стоит ругать прежнего работодателя или критиковать порядки, бывшие в компании. Тем более не следует упоминать про конфликт с руководством или коллегами, ставший причиной ухода. Лучше подчеркнуть, что вас высоко ценило начальство и уважали в коллективе. А причиной увольнения стало желание заняться более интересной, перспективной работой или стремление получить более престижную должность — склонность к карьерному росту всегда приветствуется.
2. С какими трудными проблемами вы уже сталкивались и как их решали?
Не вспоминайте о личных неудачах, говорите только о производственных трудностях. Можно рассказать, как вы замещали уехавшего в командировку начальника и успешно справились с его обязанностями, как вкалывали один за троих во время эпидемии гриппа и пр. Это прекрасная возможность показать себя с лучшей стороны и продемонстрировать умение находить выход из безвыходной ситуации. Хорошо, если вы подробно опишите какую-нибудь конкретную проблему и пути ее решения. Но не перебарщивайте.
3. Почему вы хотите работать именно в нашей компании?
Не стоит отвечать банальными фразами, типа: “Меня привлекает интересная работа, перспективы роста, хорошая зарплата” или “Мне нравится работать с людьми”. Необходимо убедить интервьюера, что вам не все равно, где трудиться, что вы мечтали получить место именно в его компании. Поэтому надо заранее познакомиться с будущим местом работы: зайти на сайт фирмы, понять, чем она занимается, какие товары производит и какие программы реализует. Тогда будет гораздо легче доказать, что вы именно тот человек, который требуется. Можно еще ненавязчиво добавить, что вас привлекают имидж и авторитет компании, ее известность в деловом мире, стиль работы, отношение к сотрудникам, корпоративные программы по обучению и повышению квалификации и т.д.
4. В чем заключаются ваши преимущества перед другими кандидатами?
Сделайте упор на объективных данных, своих умениях и опыте — то есть на том, что легко доказать. Подчеркните, что закончили престижный вуз, получили хорошее образование, работали в солидных фирмах, обладаете практическими навыками по работе с клиентами, участвовали в деловых переговорах, составляли договора, общались с поставщиками и пр. Не стоит особо скромничать, но и впадать в хлестаковщину тоже не надо. Помните: ваши недостатки — это продолжение ваших достоинств. Если вы не успеваете вовремя закончить отчет, постоянно задерживаете, скажите, что так тщательны, что не можете завершить дело, пока семь раз не перепроверите все данные. А если регулярно опаздываете на работу, сошлитесь на то, что не курите и таким образом с лихвой компенсируете потерянное время.
5. Не помешает ли ваша учеба (семейная жизнь) работе?
Не спешите с ответом, подумайте. Если в компании жесткий рабочий график, то будет трудно отпрашиваться на учебу, а если от сотрудников требуют (неофициально, конечно) не оформлять больничные листы, то вы не сможете ухаживать за заболевшим ребенком. В этом случае стоит подыскать более подходящий вариант трудоустройства.
6. С чего вы бы начали свою деятельность?
Покажите, что готовы проявить инициативу, заняться повышением эффективности деятельности компании, но не переусердствуйте — излишняя активность, как известно, наказуема.
7. Какую должность вы хотели бы занять в компании через три-четыре года?
Стоит заранее продумать варианты ответа — фактически составить план своего карьерного роста. Здесь можно пофантазировать. Заявите, что хотите стать менеджером среднего звена — начальником отдела или даже управления. Карьеристов (в хорошем смысле слова) любят, стремление к росту говорит о честолюбии и инициативности кандидата. Но не уподобляйтесь Манилову: некоторые должности не позволяют рассчитывать на быструю карьеру.
8. На какую зарплату вы рассчитываете?
Очень коварный вопрос, следует все тщательно рассчитать. С одной стороны, как бы не продешевить, а с другой — завышенные требования могут привести к отказу от места. Лучше всего назвать некую среднюю цифру, приемлемую для вас, или дать обтекаемый ответ — от и до. Более подробное обсуждение лучше отложить до того момента, когда вас пригласят на разговор с непосредственным начальством.
И еще совет: если вас попросят рассказать автобиографию, не надо подробно пересказывать резюме. Сосредоточьтесь на том, что непосредственно относится к будущему месту работы, — образовании, опыте, умениях, навыках. Говорите кратко, четко, уверенно. Не мямлите и не уходите в сторону. И тогда, возможно, вы понравитесь кадровику и он предложит вам желанную должность.
Наиболее типичные причины отказа при приеме на работу:
низкая успеваемость во время учебы;
недостаток опыта;
незрелость, незнание корпоративной культуры;
нежелание начинать карьеру “снизу”, слишком завышенные требования к зарплате;
нежелание оставаться сверхурочно, ездить в командировки;
нежелание посещать корпоративные семинары и тренинги;
отсутствие интереса к компании;
отсутствие плана продвижения по службе;
презрительное отношение к предыдущему работодателю;
излишняя активность, давление на собеседника, поведение всезнайки;
невыдержанность, недостаток вежливости;
неопределенность ответов, неискренность, лживость;
нерешительность, безынициативность, несамостоятельность;
вялое рукопожатие, слабый голос, плохая дикция;
опоздание на встречу, неумение ценить чужое время;
не слишком подходящий внешний вид;
нежелание смотреть в глаза собеседнику;
неудачная личная жизнь или слишком запутанное семейное положение.
Информация предоставлена кадровым агентством “Компания “Фрегат”. Тел.: 916-10-83, 916-32-56, www.fregat.com.ru.