Амур на крови

Наши дуэли — самые кровавые и жестокие

8 февраля 2007 в 00:00, просмотров: 774
   Завтра в Москве в Музее А.С.Пушкина стартует грандиозная выставка, посященная дуэлям в России. Организаторы еще до открытия экспозиции раскрывают тайны и традиции поединков в России. Кто бы мог подумать, что на шпагах дрались не только мужчины, но и первые дамы страны...
     
      Москва приросла еще одной выставкой. Грандиозной и уникальной. Завтра в Музее А.С.Пушкина стартует экспозиция “Дуэли в России”. Организаторам удалось проделать почти нереальную работу: собрать все, что имеет отношение к дуэли с XVII по начало XX века.
     Корреспондент “МК” еще до открытия выставки узнал особенности национальной дуэли. Оказывается, на шпагах и пистолетах дрались не только мужчины, но и женщины...

     Расцвет женских дуэлей пришелся на эпоху Екатерины Второй. Говорят, что сама императрица в девичестве участвовала в поединке. Как-то она получила вызов от своей троюродной сестры, и прямо в спальне выясняли отношения на шпагах. К счастью, все кончилось миром. Кстати, сама императрица не раз выступала секунданткой. Но весьма гуманной: ее девизом было — до первой крови. То есть царица прекращала поединок, как только у дерущихся появлялась кровь.
     Вот что пишет в своих записках маркиза де Мортене о русских дуэлянтках: “Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы”. Но есть люди, которые сомневаются в изяществе французских дамских поединков. Говорят: дескать, в стране Амура женщины дрались в полуобнаженном виде, а иногда и совсем голыми...
     — Случаи женских дуэлей в России редки, — говорит автор уникальной выставки Александр Валькович. — Расскажу вам о самом интересном и ярком дамском поединке.
     История, леденящая кровь. Дуэль произошла с участием прославленной Екатерины Дашковой (возглавляла Академию наук. — О.Х.) в Лондоне, в доме жены российского посла. С известной русской дамой приехала знакомиться герцогиня Фоксон. Дамы очень долго спорили о какой-то проблеме. Спор зашел настолько далеко, что англичанка в пылу резко высказалась о “нашей Кате”. Повисла пауза. Дашкова встала, подошла к обидчице и залепила ей пощечину. Та не растерялась и врезала в ответ. Уже порядком разгоряченные дамы попросили у хозяйки дома оружие. Концовка для Дашковой оказалась бесславной — ее шпагой ранили в плечо...

* * *

     Выставка “Дуэли в России” занимает ни много ни мало 9 залов музея на Пречистенке. Здесь все посвящено становлению и традициям дуэли. Документы, шпаги, пистолеты и даже портреты самых известных дуэлянтов. А еще костюмы и книжные иллюстрации. Имеются и мемориальные экспонаты, принадлежащие самим дуэлянтам.
     — Дуэль — это поединок между равными по происхождению, — разъясняет Александр Валькович. — Конечно, писаных кодексов на предмет поединков не существовало, только устный. Дуэли в принципе были всегда запрещены, а разрешил поединки Александр ||| в 1894 году. Но женщинам все же драться было запрещено. Их родственники-мужчины должны были по необходимости представлять их интересы. Отмечу, что в России женские дуэли все же были редкостью.
     — Какое наказание грозило дуэлянтам?
     
— На год или два заточали в крепость, разжаловали, ссылали на Кавказ, а если еще оказывался убийцей, то грозило и церковное покаяние на шесть месяцев. Но это для военных. Для гражданских — лишь ссылка в деревню, но на некоторое время могли и в крепость упечь.
     — А было основное правило в костюмах дуэлянтов?
     
— Одежда дуэлянтов менялась стремительно. Так же, как и собственно сама мода. Всегда соблюдали главный принцип: снимали верхнюю одежду, чтобы ничего не отвлекало. Мужчины чаще всего оставались просто в рубашках...
     — Александр Михайлович, а в чем главное отличие между дуэлями на Западе и в России?
     
— Существовала главная особенность. Если в Европе во время поединка наносилась хотя бы незначительная рана, легкое ранение, то считалось, что честь обиженного уже спасена. И дуэль могли прекратить.
     Не то что в России. У нас дуэль воспринимали как божий суд, где с правым — Бог. Поэтому в российских поединках условия более жесткие, чем, например, в европейских. В России расстояние между дуэлянтами могло быть и десять шагов. В этом случае даже средней руки стрелок с трудом не попадет в цель. Поэтому иноземцев удивляло, что дуэли в России были жестокие и кровавые.

* * *

     Как мне удается выяснить, можно было стреляться даже в четыре руки.
     — Это так называемые четвертные дуэли, — продолжает Александр Михайлович. — То есть когда бились не только дуэлянты, но и секунданты. А ведь роль секундантов во время дуэли — миротворческая.
     Вот, пожалуй, одна из самых ярких четвертных дуэлей. Все произошло в 1817 году из-за звезды балета “Терпсихора” Евдокии Истоминой. Участвовали две пары: Завадовский—Шереметев и Грибоедов—Якубович. Предыстория: красавица балерина закрутила шуры-муры с офицером кавалергардского полка Шереметевым. Между ними произошла размолвка, после которой Истомина легкомысленно принимает предложение Грибоедова (автор “Горя от ума”. — О.Х ). Александр Сергеевич встречает возлюбленную из театра, приглашает попить чаю и... отвозит на несколько дней на квартиру к своему другу, камер-юнкеру Завадовскому. Через короткое время Истомина встречается с бывшим другом Шереметевым, который ее пытает: а были ли у нее с кем–либо близкие отношения? Та сознается. И понеслось. Шереметев вызывает на дуэль Завадовского. Их секунданты — Грибоедов и Якубовский (участник восстания декабристов. — О.Х.) — тоже пожелали стреляться.
     Завадовский стреляет в Шереметева, попадает сопернику в живот, и тот умирает. Вторая пара дуэлянтов, то есть в данном случае секундантов, смогла поучаствовать в поединке только лишь через год. Причины называют разные. Но факт налицо: и тот и другой остаются живы. Правда, Якубовский намеренно целился в ладонь противника. Нет, не для того, чтобы знаменитый Грибоедов не имел возможности писать стихи, а для того, чтобы лишить его удовольствия игры на фортепьяно...


    Партнеры