Фашизм vulgaris

Книга по фильму “Обыкновенный фашизм” вышла в свет

  Чуть не полвека книга по документальному фильму “Обыкновенный фашизм” пролежала в безвестности. Теперь она издана, и представить ее приехала из Мюнхена Майя Туровская, соавтор и сценарист фильма. И презентация книги стала не столько презентацией, сколько вечером памяти великого кинорежиссера Михаила Ромма, всей сценической группы, некоторые из которой уже ушли из жизни. А фильм “Обыкновенный фашизм” жив и, к сожалению, с каждым днем становится все актуальнее.
     
     За окнами конференц-зала библиотеки ИНИОН при германском Историческом институте — метель. А зал наполнен десятками людей. Почетные гости — ученики великого кинорежиссера Михаила Ромма. Актер Андрей Смирнов (“Дневник его жены”) кричит о том, что в книге никто не заинтересован и сейчас: “Где телевидение? Почему презентация здесь, а не в Доме кино?”
     Не знаю, как вам, а лично мне фильм “Обыкновенный фашизм” показывали в школе. У всех зрителей во все времена впечатления схожи: фильм сильный. Над сценарием работали журналист, критик Майя Туровская, ее коллега Юрий Ханютин и режиссер фильма Михаил Ильич Ромм. То, что фильм все-таки вышел на экраны, все сейчас признают чудом. Он вышел в 66-м (снят в 65-м) и сразу уехал на Лейпцигский кинофестиваль, получив там — не главный приз, а спецприз. Картину за первые 11 месяцев увидели 20 миллионов зрителей. У книги по следам фильма судьба гораздо тяжелее. Когда издательство “Искусство” предложило сделать книгу, Ромм взялся за нее с большим воодушевлением. Но книга была сразу же запрещена. Обращениям и письмам в разные инстанции — как до перестройки, так и после — не было конца. Наконец, после многих лет хранения в Госархиве литературы и искусства, книга вышла.
     Книга “Обыкновенный фашизм” представляет собой фотоальбом — полная раскадровка фильма с текстом, который читает голос за кадром — это мягкий, тягучий голос Михаила Ромма. Лица детей и нацистов. Колючая проволока концлагерей. Фотография толпы женщин и детей, рядом текст: “Очередной эшелон прибыл. Перед нами селекция, отбор: направо тех, кто еще должен жить в лагере, налево тех, кто должен быть уничтожен немедленно”. Стройные ряды гитлеровцев. Отчаянные, пустые глаза заключенных. Фотоэкзерсисы Гитлера, взятые из альбома личного фотографа. Разнообразие мимики Муссолини — дуче изо всех сил изображает то “задумчивость”, то “величие”, то “суровость”. Здесь же фото “скромного” памятника дуче, много лет возвышавшегося над одной из горных дорог Италии. Чистые детские лица, с которых начинается книга и которыми она заканчивается.
     Говорит Майя Иосифовна Туровская:
     — Книга до момента сегодняшнего выхода в свет пролежала “под кроватью” почти 40 лет. И теперь мы решили издать ее как книгу в книге, книга памяти самой себя. Разговор с цензором. Ромм сказал ему: “Фильм посмотрели миллионы. Какой смысл запрещать книгу, которую купят всего несколько тысяч человек?” Цензор ответил: “Миллионы посмотрели фильм — и забыли. А тысячи откроют книгу, начнут думать”. Я бы хотела верить, чтобы цензор оказался прав. Что люди откроют книгу и начнут думать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру