Сталиниана

Что пил и кого любил сын вождя перед полетом

8 февраля 2007 в 00:00, просмотров: 972
  На НТВ изобрели новый жанр — сериалити. Именно так здесь определяют стилистику нового проекта “Сталин. LIVE”. Судя по названию, это сериал, основанный на реальных событиях. Хроникально точный и документально выверенный. Насколько точно у создателей “Сталина” с хроникальностью и документальностью, мы решили проверить, посмотрев одну из серий вместе с обозревателем “МК” Львом Колодным. Лев Ефимович считается одним из ведущих специалистов по той эпохе, о которой идет речь в сериалити. Итак…
     
      На экране: Василий Сталин, возвращаясь после попойки, рассуждает о том, с кем бы он вступил в интимную связь. Звучит слово “трахнул”.
      Лев Колодный: Вряд ли в то время употреблялось это слово в значении “совершить половой акт”. И потом, Василий Сталин, конечно, был в этом смысле не ангел. Он любил выпить. Не упускал возможности поухаживать за чужими женами, иногда даже в присутствии их мужей. Но при этом он держал марку, и мне трудно представить, чтобы сын Сталина ехал с кем-то в машине в таком скотском виде.
      На экране: Василий Иосифович упоминает о своих отнюдь не платонических отношениях с актрисой Людмилой Целиковской.
      Л.К.: Интимные отношения Василия с Целиковской? Исключено. Ничего подобного, как явствует из уже опубликованных документов, не было. Актриса входила вместе с женой Романа Кармена в круг общения Сталина-младшего. Но не более. Вот с женой Кармена у Васи могла быть интимная связь. Известен случай, когда Василий Иосифович увез ее и спрятал на даче. Режиссер написал письмо Сталину, и вождь дал указание прокуратуре разобраться. И вообще так нельзя. Возможно, живы родственники Целиковской. Им-то каково это смотреть?
      На экране: Начальник охраны Сталина генерал Власик, заподозрив, что Василия отравили, устраивает обыск на квартире, где пил сын вождя.
      Л.К.: Со всей ответственностью заявляю, что Власик этим не занимался. Проводить расследования не входило в компетенцию начальника охраны вождя.
      На экране: Иосиф Виссарионович Сталин размышляет о Боге.
      Л.К. Я слышал, что в этом проекте религиозная тема проходит красной нитью. Сомневаюсь, что атеист Сталин мог думать о вере и о Боге настолько серьезно.
      На экране: Василий Сталин с другом пьют водку без закуски.
      Л.К.: Есть свидетельства очевидцев: там, где гулял Василий Иосифович, никогда не обходилось без хорошей закуски, которую доставляли из специального гастронома. То, что сын Сталина мог вот так пить водку, занюхивая рукавом, полными гранеными стаканами, — явное художественное преувеличение. И, кстати, обратите внимание на фактическую неточность: выпили они на экране уже порядочно, а графин все еще полон.
      На экране: Два немецких шпиона (один — в форме советского офицера) замышляют диверсию против Василия Сталина. Прощаясь, вскидывают руки в нацистском приветствии “Хайль Гитлер!”.
      Л.К.: Был случай, когда немецкого шпиона в форме советского офицера со звездой Героя Советского Союза остановили, не доезжая до Москвы. Наша разведка работала в те годы блестяще. Она переиграла германскую по всем направлениям.
      На экране: Василий Иосифович и летчики отмечают отправление на фронт.
      Л.К.: Кто же пьет спирт кружками, перед тем как сесть за штурвал боевого самолета? И потом, Василий опять злоупотребляет словечками из современного молодежного жаргона. Не мог он в то время сказать “оторвемся” в смысле “повеселимся”…
      На экране: Жена Романа Кармена Нина приходит проводить Василия Сталина на фронт. Он овладевает ею прямо на столе в красном уголке.
      Л.К.: Нина не могла оказаться в это время в этом месте. К тому моменту история с письмом режиссера Сталину уже произошла, и Василий две недели на гауптвахте за связь с Ниной отсидел. Никто бы ее к Василию не пропустил, Иосиф Виссарионович лично об этом позаботился. Да и заниматься любовью в красном уголке — это по тем временам нонсенс абсолютный. Вряд ли и Нина была настолько развратной женщиной.
      На экране: Финальные титры.
      Корр.: Какие выводы сделаем, Лев Ефимович?
      Л.К.: В фильме очень много художественного вымысла, и претендовать на документальность он никак не может. Во-вторых, создатели фильма злоупотребляют религиозной темой. Герои то и дело поднимают глаза к небу, мысленно обращаются к Богу. Наконец, в фильме сделано все, чтобы показать на фоне плохого окружения хорошего Сталина. Не надо обелять и оправдывать Иосифа Виссарионовича. Зрители ведь могут поверить…
     
      МНЕНИЕ АВТОРА И ПРОДЮСЕРА
     Григорий ЛЮБОМИРОВ: “Мы работали для зрителя”

     — Можно сколько угодно полемизировать и с Львом Колодным, и с Василием Аксеновым, и со многими другими, кто недоволен нашим проектом. Гораздо важнее понять главное. Наш фильм — это в какой-то степени художественное произведение и здесь допустима малая мера художественного вымысла, которая в нем присутствует. Но касается она не самих событий и фактов, а расследования их причин. Мы тоже перед началом работы пересмотрели море исторических материалов и мемуаров, встречались со свидетелями тех событий. Во многом ориентировались на книгу “Век ХХ” Вадима Кожинова, которую я считаю наиболее полным и достоверным исследованием порядочного историка. За все факты, о которых говорится в нашем проекте, мы несем ответственность. И не надо придираться по мелочам: с кем, чего и сколько пил и кого любил Василий Сталин. “Сталин. Live” — это не абсолютное и единственно верное исследование того времени. Мы на это и не претендуем. Но это несомненно наша попытка представить эпоху Сталина по тем документам, которые существуют на сегодняшний день. Мы работали для зрителя. Чтобы заставить людей вспомнить то время. Заставить их обсудить и поспорить. И зрителям в конечном счете решать, что плохо и что хорошо.
     
      ЭКСПЕРТЫ “МК”
     Василий Аксенов: “В фильме есть хорошие актерские работы”

     — Я смотрел несколько серий в основном из-за того, что почти ничего не знал о судьбе Якова Джугашвили. Знал только, что он был застрелен охранником концлагеря, когда пытался бежать. Но я никогда не слышал, что это был не он, а какой-то другой человек, который подставился под сына Сталина. Не знаю, откуда это все взялось, может, просто сценаристы что-то такое сочинили. По-моему, это какая-то высосанная из пальца история.
     В фильме есть хорошие актерские работы, в частности, актриса, исполняющая роль жены Якова. У нее очень интересное лицо, манера. Да и сам актер, играющий Якова, довольно интересный.
     
      Михаил Веллер: “Полковник МГБ не ходил в ХБ”
     — Данный сериал в определенной степени костюмный. Получается злодейски романтизированное прошлое. Но в этом случае костюмы требуют добросовестного отношения. Полковник МГБ не ходит на службу в гимнастерке ХБ, а ходит он в кителе с диагональю сукна высочайшего качества. И верхний луч пятиконечных звездочек на погонах не может смотреть в сторону от просвета. Это не вертухай в провинциальном лагере. Уголки сорочек должны быть длинные, если речь идет о послевоенных годах, а галстуки должны быть широкими. Таких накладок в фильме великое множество.
     
      У НАС
     “БРЕЖНЕВ” (4 серии).

     Режиссер Сергей Снежкин.
     Историческая достоверность: Сериал обвинили в злоупотреблении интимными подробностями в жизни генсека. Леонид Ильич в проекте предстает этаким стареющим ловеласом-павианом. Он укладывает в постель личную медсестру и достает членов политбюро вопросом: “А ты баб топчешь?” В остальном, по оценкам историков, в сериале соблюдена историческая правда.
     За кадром: В погоне за портретным сходством известным актерам пришлось помучиться, чтобы изменить себя до неузнаваемости. Особенно долго гримеры колдовали над Шакуровым. Процесс его превращения в Брежнева продолжался по три-четыре часа ежедневно. Больше всего хлопот актеру доставляли брови, каждая из которых состояла из четырех частей и клеилась с необыкновенной тщательностью. Специально для Шакурова изготовили откидывающееся кресло наподобие зубоврачебного, где он “спал”, превращаясь в генсека.
     
     “ЕСЕНИН” (12 серий).
     Режиссер Игорь Зайцев.
     Историческая достоверность: После выхода сериала на телеэкраны его не упрекнул только ленивый. Во-первых, в массе мелких досадных хронологических неточностей. Во-вторых, в непохожести главных героев на самих себя. В-третьих, и в главных, авторам досталось за свою трактовку смерти поэта в результате политического заказного убийства, которая расходится с официальной версией литературоведов — самоубийство.
     За кадром: Создатели проекта долго искали исполнителя роли Мейерхольда. Пока неожиданно в последний момент кто-то не вспомнил, что в Москве живет внук режиссера, который по счастливому стечению обстоятельств еще и актер. В итоге он и сыграл своего деда.
     
     “СТОЛЫПИН. НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ” (14 серий).
     Режиссер Юрий Кузин.
     Историческая достоверность: Единственный на сегодняшний день сериал, не вызвавший нареканий у историков.
     За кадром: Сценарист Эдуард Володарский дважды переделывал по настоятельной просьбе режиссера литературную основу сериала. Первоисточник — одноименная повесть Володарского плохо переводилась в видеоряд, строилась на цитатах, и персонажи ее выглядели ходульно. Поэтому сценарист в итоге вдвое ее сократил, сочинил монологи террористам и речи Столыпину. Многое привнесли в проект и сами актеры. Так, во время съемок сцены конфликта между Столыпиным и императрицей Александрой Федоровной актеры разошлись не на шутку. И так напугали мальчишку, игравшего цесаревича Алексея, что тот не по сценарию взмолился: “Мама, не обижай Петра Аркадьевича, он хороший!” Режиссер оставил этот эпизод.
     
     “УТЕСОВ. ПЕСНЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ” (8 серий).
     Режиссер Георгий Николаенко.
     Историческая достоверность: Исследователи творчества Утесова считают, что создатели сериала слишком увлеклись легендами и байками об артисте в ущерб исторической правде. От зрителей, многие из которых еще помнят Утесова, им досталось за полное игнорирование портретного сходства.
     За кадром: Главная роль Утесова в зрелом возрасте писалась специально в расчете на известного украинского актера театра и кино Богдана Ступку. Но он, прочитав сценарий, извинился и сказал, что не видит в проекте для себя ничего интересного.
     
      У НИХ
     “Я, КЛАВДИЙ” (1976).
Режиссер Герберт Уайз. Культовая, хрестоматийная и от начала до конца снятая в студиях Би-би-си 13-серийная экранизация исторического романа Роберта Грэйвса повествует о судьбе Тиберия Клавдия, императора Римской империи. Другими словами — образец исторического сериала. Роль Клавдия в одночасье превратила 37-летнего актера Национального театра Дерека Джэкоби (“Гладиатор”) в мегазвезду как дома, так и в США: несмотря на обилие откровенных и жестоких сцен, американская пуританская телеаудитория по достоинству оценила художественные качества сериала. Работа получила три награды Британской телеакадемии и одну “Эмми”.
     “КЕННЕДИ” (1983). Режиссер Джим Годдард. “Эпическая”, совместная американо-британская телепостановка, посвященная трехлетнему пребыванию у власти 35-го президента Соединенных Штатов Джона Фицджеральда Кеннеди. Если актерские работы Мартина Шина в роли “Джека” и Блэр Браун (“Космические ковбои”) в роли Жаклин и тронули сердца телезрителей по обе стороны Атлантики, критики к зрелищу остались равнодушными. Почти. “Кеннеди” номинировали-таки на три “Золотых глобуса”, а из шести номинаций Британской телеакадемии сериалу досталась только одна.
     “ГИТЛЕР: Восхождение ЗЛА” (2003). Режиссер Кристиан Дагуэй. Телепостановка вызвала шквал негодований со стороны исследователей Третьего рейха. Во-первых, фюрер здесь показан как замкнутый и социально пассивный человек, что просто неверно исторически. А в одной из начальных сцен он ударяет ногой собаку. Всем известно, что Гитлер был вегетарианцем и просто не чаял души в братьях меньших! Одним из немногих достоинств этой постановки остается актерская работа шотландца Роберта Карлайла, уже вошедшего в историю благодаря роли брутального психопата Бэгби в культовом фильме о наркоманах “На игле” (Trainspotting). Увы, роль фюрера не принесла Карлайлу номинации ни на “Эмми”, ни на “Золотой глобус”. Тем не менее проект забрал две “Эмми” — за звуковые эффекты и работу художника.


    Партнеры