Дашкевич открыл консерваторию
С хоровым концертом “Семь зарниц Апокалипсиса”
Для Дашкевича обращение к библейским текстам — вовсе не дань входящей в моду гламурно-коммерческой “духовности” в русле фильма “Остров”. Эта тема им выстрадана и осмыслена. Именно поэтому музыка литургии одновременно демократична и сложна. Дашкевич принадлежит к редкому числу композиторов, работающих честно, а не по двойному стандарту, когда для кино (читай — для народа) сочиняется одно — мелодичное, запоминающееся, традиционное, а для Союза композиторов (читай — для поддержания своей репутации серьезного автора) совсем другое — невнятно-запутанное и псевдоавангардное. Дашкевич — всегда Дашкевич.
Литургия “Семь зарниц Апокалипсиса”, как ни странно, не воспринимается депрессивно или устрашающе. Напротив, это сочинение в целом светлое и оптимистичное. Дашкевич глубоко вник в текст Откровения и увидел в нем не только предсказание пугающего финала жизни, но и начало чего-то нового. Хоровая ткань очень непростая (композитор иногда делит хор на 12 голосов!), образует великолепные сочные созвучия, вполне консонантные, но в то же время очень свежие и современные. Слушая литургию, которую камерный хор Владимира Минина исполнил в лучших традициях хорового исполнительства, вспоминаешь и хоры Чеснокова, и Гречанинова, и духовные сочинения Рахманинова. Однако ни на минуту не возникает ощущения, что это стилизация или повтор.
Не странно ли, что музыку Владимира Дашкевича, который не так давно справил свой 70-летний юбилей, в Большом зале консерватории исполнили впервые? И искренне поздравляя композитора с этим знаковым событием, хочется столь же искренне поздравить саму консерваторию: пора самому главному концертному залу страны повернуться лицом к настоящим современным композиторам — тем, кого любители музыки действительно слушают и понимают.