— Можете подержать главного героя в руках, — говорит режиссер Милана Федосеева. — Только хвост ему не сильно крутите — он у нас хоть и волк, но очень уж хрупкий!
На макете — уютная пещерка, в углу — пластмассовый очаг. Вокруг костерка застыло семейство симпатичных волчат. Это четыре героя будущей “Сказки про волка”.
— Как и любой телепроект, мультфильм начинается со сценария, — рассказывает Милана. — Потом делают раскадровку: на листе рисуют много мелких квадратиков-“кадров” с действиями персонажей. Потом художник делает эскизы героев и декорации. Их отдают мастерам-кукольникам...
В мастерской одного из них — художника-конструктора Игоря Хилова — над электроплитой, как грибочки, насаженные на леску, “поспевают” беленькие бусинки разного калибра. Наутро они превратятся в открытые кукольные глаза. Рядом с вентилятором сушатся только что отлитые пластмассовые головы.
— Сначала их лепят из пластилина по эскизу, — объясняет процесс рождения анимационного актера Игорь, сжимая двумя пальцами серо-зеленую голову волка. — Потом с пластилиновой скульптуры снимается гипсовая форма. Туда заливают наполнитель и делают отливку из пластмассы.
У персонажа должны работать все суставы (они — из шарниров, а “скелет” — из проволоки): сгибаться колени, локти, запястья, пальчики.
— Бывают и довольно сложные конструкции, — говорит Игорь, указывая на маленькую фигурку существа с длинным носом и круглым выпуклым животом. — Это крошка Цахес из “Гофманиады”. По задумке художника-постановщика, у него при каждом шаге должно сотрясаться пузо. Для этого в живот Цахесу вмонтировали дополнительную “механику”.
Глазки кукол делают из шариков от подшипников, которые просверливаются и покрываются белой краской.
— В центре зрачка — маленькое отверстие, — обстоятельно объясняет “анатомию” мастер. — Когда нужно повернуть глаз вправо или влево, в дырочку вставляется булавка. Немножко повернули — теперь герой смотрит влево, повернули в другую сторону — прямо на тебя.
Шерстка от кутюр
В отличие от настоящего актера, мультипликационный персонаж не может поменять выражение лица. Поэтому к каждой кукле прилагается целый набор сменных голов. Одна грустная, вторая улыбающаяся, третья — злая. И так до 7—8. А чтобы во время монологов у актеров менялась артикуляция, из пластмассы отливают набор сменных ротиков на магните: открытый баранкой для буквы “о”, плотно сомкнутый для “п”...От художника-конструктора остовы кукол попадают к портнихам, где будущие мультактеры “обрастают” шерстью или кожей, волосами или бородой. Параллельно им делают макияж: красят губы, сурьмят брови и придают белым от рождения щекам легкий румянец.
— Самое сложное — снимать исторические мультфильмы, — рассказывает режиссер “Капитанской дочки” Екатерина Михайлова. — Ведь костюмы должны в точности соответствовать эпохе. Чтобы разработать и сшить костюмы для “Дочки”, мы не одну энциклопедию проштудировали.
И вот наконец приглашают актеров, чтобы озвучивать мультфильм. Да, да! В мультипликации все перевернуто с ног на голову: сначала — озвучка, а только потом начинают снимать.
— Это связано с тем, что каждое слово кукольного персонажа соответствует определенному количеству кадров. Сколько длится звук, столько кукла и держит открытым рот: допустим, в словах “молодость” и “огонь” разная долгота звука “о”. Поэтому чтобы кукла попадала в слова, сначала надо иметь смонтированные монологи.
Ураган на расческе
На съемочной площадке орудует один человек: мультипликатор, или, как принято говорить сейчас, аниматор. Он “играет” за всех персонажей — и за главных героев, и за массовку, и даже за деревья и декорации.— Вот так, кадр за кадром, и снимается мультфильм, — аниматор Владимир Кадухин вынимает из ноги волка крошечные гвоздики, меняет ее положение буквально на миллиметр и опять закрепляет. — Подняли ручку персонажа на миллиметр, открыли ротик, зафиксировали, отсняли кадр. Потом сдвинули еще на миллиметр — еще один сняли. Вот и считайте: чтобы на экране волчонок просто взмахнул рукой, надо снять не меньше 6 кадров!
Мультипликационной погодой ведают аниматор и режиссер. Сейчас большинство спецэффектов делают на компьютере, но некоторые режиссеры все равно предпочитают работать по старинке.
— Дождь, к примеру, можно нацарапать или накапать силиконовым клеем на целлулоидной пленке, — раскрывает секреты Милана Федосеева. — А потом повесить этот лист целлулоида между камерой и макетом. Если по сценарию снежная буря — сугробы выкладывают из соли и проводят по ней расческой.
Если же в кадре “штормовое предупреждение” — это уже забота аниматора. Оказывается, вся мультипликационная одежда пронизана проволочками, поэтому она может застывать в любом положении. А чтобы ветер развевал кроны деревьев, веточки тоже делаются из проволоки.
Съемочный день подходит к концу. На свет появилось еще пять секунд мультфильма. Вообще же на съемки одного мультика уходит около двух лет. Аниматоры выключают свет, выдергивают из розетки софиты... А семейство волков — папа-волк и три милых волчонка — остается сидеть у потухшего очага.