Волк с восемью головами

Бурю делают из соли, а дождик — из клея

  …У моих ног выстроился целый город, едва доходящий до колена: милые деревенские домики, карликовые деревца... Чтобы вы смогли ответить малышам на вопрос, как делаются кукольные мультики, корреспондент “МК” отправился на съемочную площадку фильма, в котором волк-папа будет петь серенады... корове, а волк-сын — спасать пойманных рыб от неминуемой гибели.
     
     — Можете подержать главного героя в руках, — говорит режиссер Милана Федосеева. — Только хвост ему не сильно крутите — он у нас хоть и волк, но очень уж хрупкий!
     На макете — уютная пещерка, в углу — пластмассовый очаг. Вокруг костерка застыло семейство симпатичных волчат. Это четыре героя будущей “Сказки про волка”.
     — Как и любой телепроект, мультфильм начинается со сценария, — рассказывает Милана. — Потом делают раскадровку: на листе рисуют много мелких квадратиков-“кадров” с действиями персонажей. Потом художник делает эскизы героев и декорации. Их отдают мастерам-кукольникам...
     В мастерской одного из них — художника-конструктора Игоря Хилова — над электроплитой, как грибочки, насаженные на леску, “поспевают” беленькие бусинки разного калибра. Наутро они превратятся в открытые кукольные глаза. Рядом с вентилятором сушатся только что отлитые пластмассовые головы.
     — Сначала их лепят из пластилина по эскизу, — объясняет процесс рождения анимационного актера Игорь, сжимая двумя пальцами серо-зеленую голову волка. — Потом с пластилиновой скульптуры снимается гипсовая форма. Туда заливают наполнитель и делают отливку из пластмассы.
     У персонажа должны работать все суставы (они — из шарниров, а “скелет” — из проволоки): сгибаться колени, локти, запястья, пальчики.
     — Бывают и довольно сложные конструкции, — говорит Игорь, указывая на маленькую фигурку существа с длинным носом и круглым выпуклым животом. — Это крошка Цахес из “Гофманиады”. По задумке художника-постановщика, у него при каждом шаге должно сотрясаться пузо. Для этого в живот Цахесу вмонтировали дополнительную “механику”.
     Глазки кукол делают из шариков от подшипников, которые просверливаются и покрываются белой краской.
     — В центре зрачка — маленькое отверстие, — обстоятельно объясняет “анатомию” мастер. — Когда нужно повернуть глаз вправо или влево, в дырочку вставляется булавка. Немножко повернули — теперь герой смотрит влево, повернули в другую сторону — прямо на тебя.

Шерстка от кутюр

     В отличие от настоящего актера, мультипликационный персонаж не может поменять выражение лица. Поэтому к каждой кукле прилагается целый набор сменных голов. Одна грустная, вторая улыбающаяся, третья — злая. И так до 7—8. А чтобы во время монологов у актеров менялась артикуляция, из пластмассы отливают набор сменных ротиков на магните: открытый баранкой для буквы “о”, плотно сомкнутый для “п”...
     От художника-конструктора остовы кукол попадают к портнихам, где будущие мультактеры “обрастают” шерстью или кожей, волосами или бородой. Параллельно им делают макияж: красят губы, сурьмят брови и придают белым от рождения щекам легкий румянец.
     — Самое сложное — снимать исторические мультфильмы, — рассказывает режиссер “Капитанской дочки” Екатерина Михайлова. — Ведь костюмы должны в точности соответствовать эпохе. Чтобы разработать и сшить костюмы для “Дочки”, мы не одну энциклопедию проштудировали.
     И вот наконец приглашают актеров, чтобы озвучивать мультфильм. Да, да! В мультипликации все перевернуто с ног на голову: сначала — озвучка, а только потом начинают снимать.
     — Это связано с тем, что каждое слово кукольного персонажа соответствует определенному количеству кадров. Сколько длится звук, столько кукла и держит открытым рот: допустим, в словах “молодость” и “огонь” разная долгота звука “о”. Поэтому чтобы кукла попадала в слова, сначала надо иметь смонтированные монологи.

Ураган на расческе

     На съемочной площадке орудует один человек: мультипликатор, или, как принято говорить сейчас, аниматор. Он “играет” за всех персонажей — и за главных героев, и за массовку, и даже за деревья и декорации.
     — Вот так, кадр за кадром, и снимается мультфильм, — аниматор Владимир Кадухин вынимает из ноги волка крошечные гвоздики, меняет ее положение буквально на миллиметр и опять закрепляет. — Подняли ручку персонажа на миллиметр, открыли ротик, зафиксировали, отсняли кадр. Потом сдвинули еще на миллиметр — еще один сняли. Вот и считайте: чтобы на экране волчонок просто взмахнул рукой, надо снять не меньше 6 кадров!
     Мультипликационной погодой ведают аниматор и режиссер. Сейчас большинство спецэффектов делают на компьютере, но некоторые режиссеры все равно предпочитают работать по старинке.
     — Дождь, к примеру, можно нацарапать или накапать силиконовым клеем на целлулоидной пленке, — раскрывает секреты Милана Федосеева. — А потом повесить этот лист целлулоида между камерой и макетом. Если по сценарию снежная буря — сугробы выкладывают из соли и проводят по ней расческой.
     Если же в кадре “штормовое предупреждение” — это уже забота аниматора. Оказывается, вся мультипликационная одежда пронизана проволочками, поэтому она может застывать в любом положении. А чтобы ветер развевал кроны деревьев, веточки тоже делаются из проволоки.
     Съемочный день подходит к концу. На свет появилось еще пять секунд мультфильма. Вообще же на съемки одного мультика уходит около двух лет. Аниматоры выключают свет, выдергивают из розетки софиты... А семейство волков — папа-волк и три милых волчонка — остается сидеть у потухшего очага.

МУЛЬТИК ЗА ДВЕ МИНУТЫ

     Возьмите блокнот. На первой страничке нарисуйте человечка с опущенными руками, а на следующей — с поднятыми. Первую страничку накрутите на карандаш и быстро сворачивайте-разворачивайте ее при помощи карандаша сверху вниз и обратно. Человечек будет махать вам ручками!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру