“ЗД” даже не подозревала, как буквально коллеги с ТВ истолкуют наши слова о том, что песня Work Your Magic вобрала в себя весь опыт и переживания Филиппа Киркорова на почве “Евровидения”, когда мы печатали репортаж из Минска о победе Колдуна на отборочном конкурсе “Еврофеста”. “Вобрать” не значит “украсть”, но в телеверсии этой истории получилось именно так. Разоблачителями воровства выступили пара диджеев — Belka и Vasilich, а также певица Анжелика Агурбаш, которая, похоже, до сих пор не может простить Киркорову своего провала на “Евровидении-2005” в Киеве. Она наняла его тогда в продюсеры, но, имея капризный нрав, все делала по-своему. Результат не задержался. Кстати, и в песне Love Me Tonight, написанной для нее греками, многим тогда мерещились отзвуки знаменитого гей-гимна Глории Гейнор I Will Survive. Тем временем в телеразоблачении киркоровского воровства прозвучали намеки о “серьезном расследовании”, которое чуть ли не со дня на день собираются устроить организаторы конкурса “Евровидение”. Сванте Стокселиус, руководитель департамента в ЕВС (Европейском вещательном союзе”), пояснил, что, “если мы предполагаем плагиат, то обращаемся к стране, которая выставила исполнителя, и сообщаем, что это противоречит правилам”.
Главное — осадок
После взрыва телебомбы, которая должна была разорвать Киркорова на мелкие куски, “ЗД” выждала пару дней, пока осядет пыль, и обратилась в пресс-службу “Евровидения” с вопросом: “Как двигаются дела с разоблачением Киркорова?” — и сильно удивилась, когда еврочиновники удивились нам в ответ: “Какое разоблачение?” Тогда мы подробно пересказали им сюжет здешнего телескандала, и они припомнили, что к г-ну Стокселиусу “и впрямь приезжал какой-то тележурналист — кажется, действительно из России — и задавал весьма общие вопросы, в том числе о плагиате”.— Г-н Стокселиус объяснил, какие предусмотрены санкции в регламенте ЕВС, — сказали в пресс-службе “Евровидения”, — но ни о каком конкретном случае речь не шла. Мы ничего не знаем о расследовании, и никто пока ничего расследовать не собирается…
Бесконечно разоблачительными оказались слова самого Томаса Андерса, в краже песни у которого обвинили Киркорова, — только разоблачительными не для Киркорова, а для авторов программы. Г-н Андерс сказал: “Может, моя песня и вдохновила авторов, хотя вряд ли это плагиат в чистом виде… (Наоборот) я считаю, что эта песня (Work Your Magic) неплохая”. Странно проговорился в эфире и DJ Belka, главный разоблачитель: “Вроде слышится, а вроде и не слышится (сходство между песнями)”…
В общем, сами запутались и других запутали. Зачем? Авторы программы не скрыли это с пионерской прямотой: “Про такое никто не скажет “плагиат”, но осадок останется”.
Киркоров пыхтит: “Когда конкуренты топят — это понятно, но когда свои же из пальца высасывают несуществующие вещи, это ужасно”.
Для Аллы Пугачевой в этой ситуации нет ничего непонятного. “Совершенно ясно, что Филипп кому-то мешает, его намеренно и целенаправленно травят, в том числе с помощью подобных провокаций и лжи”, — сказала она для “ЗД”.
“Он — работяга. Таких не любят…”
Чтобы разобраться самим и помочь в этом читателям, запутанным “телеразоблачениями”, “ЗД” обратилась к профессионалам, не связанным с Киркоровым ни крепкой дружбой, ни семейными узами, с единственным вопросом: “Плагиат или нет?”. ВОТ ИХ ОТВЕТЫ:Алексей ПОТЕХИН
СОЛИСТ И АВТОР ГРУППЫ “РУКИ ВВЕРХ!”, 15 ЛЕТ САМЫМ ВНИМАТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ИЗУЧАЕТ ЗАПАДНУЮ ПОП-МУЗЫКУ:
— Если Филипп и взял эту музыку у Modern Talking, то тогда он ее изменил просто до неузнаваемости. Это нужно быть гиперсупермузыкантом! Это — совершенно разные вещи, и никакого плагиата здесь не прослеживается. Я думаю, что спору легко можно положить конец, спросив у Томаса Андерса или Дитера Болена. Вряд ли они скажут, что эта вещь у них украдена. Ни гармонически, ни мелодически она не имеет ничего общего с сочинением Modern Talking. Даже по настроению и энергетике — это два совершенно разных произведения. Одно — танцевальное (у МТ), другое (Work Your Magic) — размашистая баллада, сделанная специально для большого шоу. Если уж и проводить какие-то параллели, то уместнее было бы связать это с группами Queen или Bon Jovi — по настроению и стилю. У Modern Talking, кстати, и в этой, и во всех других вещах гораздо больше распространенных музыкальных штампов и “словосочетаний”. Как в детском конструкторе “Лего” — из кубиков складываются разные, но стандартные формы. Work Your Magic, на мой взгляд, сделана гораздо фантазийнее. Очень грамотная вещь!
Валерий СЮТКИН
ПЕВЕЦ, МУЗЫКАНТ, КОМПОЗИТОР, ПОЭТ:
— И та и другая мелодии, конечно, не претендуют на открытие в музыке. Но если говорить о похожести, то ради справедливости надо напомнить, что в итальянской эстраде, например, десятки песен на одну гармонию созданы, но это не может считаться и не считается плагиатом. Я знавал скандалы и посильнее. На предпоследнем альбоме Rolling Stones (Bridges Of Babylon) Мик Джаггер просто в ноль припев позаимствовал у певицы Кэди Лэнг. Она — такая активная лесбиянка. Но ничего — все выжили… У Колдуна с Modern Talking повторяются какие-то гармонии. Вряд ли это можно квалифицировать как плагиат, потому что гармонические секвенции очень часто используются авторами независимо друг от друга в самых разных произведениях. Можно еще подобного плана десятки песенок найти. А кто автор? Филипп Бедросович — автор?! Вот оно что! Да, я слышал, что какая-то буча началась. Ну, ему могут подпортить крови. Он — работяга, он — добрый. У нас таких не любят… Я, честно говоря, против того, чтобы давать противнику шанс за что-то тебя укусить. А тут еще ничего не случилось, еще в конкурс не вступили, а уже пошла какая-то негативная волна — на радость конкурентам. В других странах, как я знаю, своих участников (“Евровидения”) на руках носят. Ну, что делать — нет пророка в своем Отечестве! Злые мы…
Гарик СУКАЧЕВ
РОК-МУЗЫКАНТ, КИНОРЕЖИССЕР:
— Насчет “расхожих музыкальных секвенций”, честно говоря, я не берусь судить. Бывают, конечно, очень странные штуки на Земле, когда идеи возникают и тут, и там. Одномоментно могут возникнуть. Но это — редкое явление. В рок-музыке, например, рифф неповторим, в каждом случае он оригинален и уникален, даже если спонтанно получаются какие-то похожие вещи. Что и как происходит у них там, в поп-музыке, мне судить трудно. Но вряд ли это можно рассматривать как парафраз. У нас, например, в “Песне вольного стрелка” в припеве звучит песня испанских партизан Bella Ciao. Но это — прямая цитата, которая в музыке всегда хороша, если она стоит к месту. И цитату, понятное дело, никто не скрывает и не выдает за свое.
Игорь МАТВИЕНКО
КОМПОЗИТОР, ПРОДЮСЕР, ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ ГРУПП “ЛЮБЭ”, “ИВАНУШКИ INTERNATIONAL”, “КОРНИ”, “ФАБРИКА”:
— У меня вопрос: а кто уличил-то в этом плагиате? Судьи кто? У меня такое ощущение, что в профессиональном смысле эти люди не совсем адекватны. После прослушивания обеих вещей (Modern Talking и Колдуна) никакого плагиата я там не услышал. Я сперва даже подумал, что, может, мне по ошибке не те песни дали для сравнения. Там нечего сравнивать. Еще я заметил, что песня Modern Talking напоминает “Тополиный пух”. Это произведение было у “Иванушек International”. Не знаю, что было сочинено раньше, но сходство очевидное. А вообще, все разговоры о плагиате в поп-музыке — чушь собачья. Все везде пережевывают одни и те же гармонические ходы, мелодические пассажи и текстовые “хуки”. Потому что исходный “набор” не так уж велик, как кажется. Это же не академическая или авангардная музыка, не додекафония про-течения Шенберга, не великие Шнитке, Губайдуллина или Денисов. Это — популярный, простой, узнаваемый народом жанр. И без этого “пережевывания” ни поп-музыка, ни рок-музыка, как бы рокеры ни надували щеки, существовать не могут. Потому что в противном случае музыка перестанет быть популярной, доступной, а приобретет, скажем, качества той же авангардной музыки, которая предназначена для узкого круга продвинутых слушателей.
Владимир МАТЕЦКИЙ
КОМПОЗИТОР:
— Я бы не сказал, что мы имеем дело с плагиатом. Скорее это довольно часто встречающаяся история, когда песни, построенные на секвенции, содержат как бы “общие места”. Действительно, обе эти песни находятся в “похожем ощущении”, хотя их мелодии, или, как говорят музыканты, “канто”, все-таки весьма разнятся. Надо сказать, что песни, построенные на секвенции, весьма любы нашему слушателю, но на Западе они все больше отходят “к обочине”, хотя иногда еще и прорываются на самый верх. Для “Евровидения” они гораздо более характерны, чем, скажем, для британского хит-парада. Так что стратегический ход Киркорова вполне понятен — посмотрим, что из этого получится.
Кто заплатит чижику?
Больше всех, кроме самого, разумеется, Киркорова, возмутилась происходящим Анита Цой. История задела ее за живое. Ее саму недавно обвиняли в плагиате за песню “Панорама”. Продюсерский центр Макса Фадеева разослал на все радиостанции и телеканалы письмо, в котором г-жа Цой уличалась в хищнической краже у г-на Фадеева песенки “Время”, которую исполняет Иракли. Потом, правда, Фадеев извинялся перед Анитой, объяснял, что бес попутал. Кстати говоря, самого Макса нечистым на руку считает другой композитор — Владимир Назаров, автор знаменитого хита “Ах, карнавал!” кантри-группы “Кукуруза”. Он утверждает, что в песне “Лондон—Париж” в исполнении все того же Иракли Макс не удосужился ради приличия поменять “хотя бы пару музыкальных фраз”…В общем, Анита Цой, закипев от возмущения, позвонила Филу сама, чтобы забрать клавир песни Work Your Magic для профессиональной экспертизы, и понесла свиток в Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского.
Преподаватель консерватории и композитор Валерий Лавров провел анализ обоих сочинений и выдал официальное заключение. В этом документе, в частности, говорится, что имеется “частичное сходство в двух первых тактах припевов песен”. При этом даже в этих тактах имеются “существенные ритмические различия”. Все остальное, судя по заключению профессора, вообще из разных опер. В итоге двухстраничная экспертиза “констатирует, что в рассматриваемых произведениях речь идет лишь о частичном сходстве (и то только в двух тактах), а не о точном совпадении или музыкальном цитировании. И уж тем более невозможно говорить об умышленном присвоении авторства”. Что касается этих двух злосчастных тактов, то г-н Лавров не без иронии заметил, что “те же такты имеются и в “Чижике-пыжике”, который был сочинен несколько ранее произведения Last Exit To Brooklyn группы Modern Talking”.