Торжество высокого реализма

Илья Глазунов: “Такой академии, как у нас, в мире больше нет!”

6 марта 2007 в 00:00, просмотров: 331
  Сегодня в “Манеже” открывается уникальная выставка работ выпускников и педагогов Российской академии живописи, ваяния и зодчества, созданной ровно 20 лет назад народным художником СССР, профессором Ильей Глазуновым. Жаль только, что продлится она лишь по 9 марта; и у ценителей высокой живописи есть, по сути, только три дня, чтобы на нее попасть. Буквально за день, пока картины только развешиваются, мы поговорили с ректором академии Ильей Глазуновым.
     
      СПРАВКА "МК"
     Академия расположена на Мясницкой, 21, в здании, построенном по проекту Баженова в 1780—1790 гг. для генерал-поручика И.Юшкова. В 1843-м там было создано училище живописи и ваяния, где преподавали Перов, Саврасов, Левитан, Поленов… После событий 1917 года училище перестало существовать; в 20-х там открылись художественные мастерские. С 1953 по 1986 г. в здании располагались 22 различные советские организации, пока Глазунов не решил основать академию…
     
     — 20 лет назад, задумываясь о перспективе воспитания нашей молодежи, я понял, что от нас уходит главное, — рассказывает Илья Сергеевич, — от нас уходит школа. Потому что школа — это крылья для художника. Кого ни возьмите — Пикассо, Тициан, Репин — все они обладали превосходной школой! Поэтому я и обратился к властям с предложением создать академию. Мы получили разрушенное здание на Мясницкой. Все надо было начинать с нуля. Например, все интерьеры были сделаны мною… А сегодня у нас учится уже более 500 человек!
     — Что отличает вашу академию от всех прочих? В чем ее суть?
     
— Это единственная академия в мире, которая блюдет великие живописные законы Европы и России. Потому что школа духовного реализма всегда действует на людей: посмотрите, какие очереди в Третьяковскую галерею, в Пушкинский, в Эрмитаж! И в этом наша главная задача: дать людям школу высокого реализма, которая на Западе уничтожена, а у нас размывается. Потому что носителям высокого искусства у нас никто не помогает. А наши выпускники рисуют на уровне мировых стандартов минувших эпох и эпох будущих. Например, Алексей Стиль возглавляет в Лос-Анджелесе общество реалистов, а Олега Супереко, работающего в Венецианской академии художеств, называют “русским Тинторетто”. Нашей школе все удивляются!
     — Утрачивание высоких канонов — самая страшная проблема сегодня?
     
— Конечно! Классика утрачена! Гибнет театр, кино… А почему? Да потому что всем на все наплевать. В глазах — только зеленый цвет долларов. Какие “произведения” нам показывают на иных выставках? Поставят сапог, а к нему приклеено “Мальборо” — разве это искусство? Нет, все это очень легко сделать. А вот действительно масштабные полотна, сравнимые с “Утром стрелецкой казни”, с наших выставок исчезли. Это ли не трагедия? Поехали тут наши молодые художники на учебу в Париж. А им на экзамене поставили поломанный мотоцикл, чтоб нарисовали. И они уехали в слезах… Потому что художник должен передавать внутренний мир человека, его красоту. А тут какая красота?
     — Много талантливых ребят к вам поступает?
     
— Знаете, мое глубокое убеждение, что у нас — самые талантливые и художники, и актеры, и музыканты… Но начальная подготовка, увы, очень низкая. Абитуриенты зачастую не знают элементарных вещей. Например, кто такой Александр Невский. Мы же обучаем 6 лет. На первый курс, скажем, на факультет живописи берем 18 человек…
     — Все они доходят до конца?
     
— Нет, 2—3 человека обычно отсеиваются. Мы всегда предупреждаем, что первый год обучения — это экзамен длиною в год. Главное — строгая система обучения. Чем строже школа, тем разнообразнее художники. Кстати, кроме традиционных у нас единственный в мире факультет по охране памятников культуры.
     — Все ваши выпускники в дальнейшем придерживаются реалистического стиля в живописи?
     
— Нет, кого-то может потянуть на эти “кубики”. И это называется предательством. Но таких, по счастью, мало.
     Итак, на выставке представлено более 1000 произведений (более 800 — картины преподавателей и студентов). Каждый найдет здесь самые близкие для себя темы: вот портреты Скрябина, Рахманинова, Чайковского. Величественные пейзажи, исторические полотна… Равнодушным никто не останется.


    Партнеры