Предпринимателей накормили обещаниями

Правительство РФ предложило МП законопроект, налоговые льготы и 3 млрд. рублей

6 марта 2007 в 00:00, просмотров: 278
  На прошедшем в столице ежегодном форуме “Опоры России” правительство пообещало “подсластить” жизнь представителям малого и среднего бизнеса — гарантии под банковские кредиты, налоговые льготы, специальные законы и программы. Бизнесмены прохладно приняли заявления чиновников.
     Как заявил заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков, всего в 2007 году на развитие малого и среднего предпринимательства планируется выделить около 3 млрд. рублей. Он сообщил, что в марте на заседании правительства будет рассматриваться законопроект о малом бизнесе. Документ призван упростить для малых предприятий доступ к кредитам, новым технологиям, сократить административные барьеры. Законопроект внесет понятия среднего бизнеса и микробизнеса, которые пока не закреплены в законодательстве. Впервые выделяется группа микропредприятий — до 15 работников. Для них будут приниматься дополнительные меры государственной поддержки. Концепция будущего закона уже утверждена. “Если успеем внести в Госдуму в марте, то успеем принять закон уже в весеннюю сессию”, — добавил вице-премьер.
     Государство намерено и в дальнейшем оказывать помощь экспортоориентированным предприятиям. Сейчас, по данным зампредправительства, подобные программы поддержки запущены в 29 регионах, а кредитования и лизинга для малых предприятий — в 31 регионе. Всего на сегодняшний день уже создано 93 бизнес-инкубатора в 55 регионах, отметил зампред правительства. В течение трех лет планируется создать 20—30 студенческих бизнес-инкубаторов, при участии вузов страны.
     Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов пообещал создать специальный налоговый режим для предприятий в сфере IT-технологий и компаний, связанных с инновационной деятельностью. Как пояснил г-н Шаталов, “это касается прежде всего уплаты единого социального налога, оформления прав на патенты, лицензии”. Законопроект находится в Госдуме.
     По оценке МЭРТ, 53% малых предприятий остро нуждаются в финансировании. Как отметил заместитель Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов, только пятая часть кредитов используется предприятиями малого бизнеса на переоборудование. Однако, по его словам, из 1 млрд. рублей выделенных государством субвенций предприниматели использовали только 16% (50 млн. руб.). Сейчас МЭРТ помогает в интересах МП создавать в регионах залоговые фонды, гарантирующие до 50% возврата банковского кредита, остальную часть должен взять на себя заемщик-предприниматель. В Ульяновской области, например, залоговый фонд составляет 1 млрд рублей.
     Согласно данным МЭРТ, в России уровень рентабельности предприятий малого бизнеса составляет лишь 1,8%, крупного и среднего — 13,2%. У промышленных малых предприятий рентабельность составляет 3,8%, у крупных и средних — 17,9%. По мнению г-на Шаронова, более низкая рентабельность и производительность труда на малых предприятиях, применение “далеко не самых современных технологий” снижает конкурентоспособность и малого бизнеса, и российских товаров в целом.
     Другую острую проблему — аренду помещений — МЭРТ предложил решить за счет государственного нежилого фонда. То есть отменить решение, по которому до 2009 года все муниципальные образования страны должны распродать непрофильное имущество и продолжить сдавать его в аренду малым предприятиям. Минэкономразвития разработало и уже согласовало поправки в федеральный закон “О приватизации”. По словам г-на Шаронова, поправки предоставят “возможность приобретения имущества малыми предприятиями в рассрочку на три года, а также двукратное уменьшение задатка для участия в аукционе или конкурсе”. Кроме этого, МЭРТ намерен создать специализированные региональные и муниципальные фонды целевого имущества. Фонды предназначены для предоставления в аренду только малым предприятиям, подчеркнул г-н Шаронов.
     14% респондентов исследования ОПОРы в качестве основной проблемы назвали доступ к государственному муниципальному заказу. В связи с этим заместитель министра экономического развития сообщил о разработанных ведомством и уже принятых Госдумой в трех чтениях поправках к Закону о госзакупках. В законопроекте 15% квота заменена вилкой от 10 до 20%. “Госзаказчики обязаны дробить и предоставлять квоты в размере 2 и 3 миллионов соответственно, что соответствует интересам малых предприятий”, — отметил Андрей Шаронов. “В прошлом году федеральные закупки составили около 880 млрд. рублей. По статистике, доля малых предприятий составила примерно 15% в общем объеме государственных заказов. Примерно 132 млрд. рублей из этого пирога достались малым предприятиям”, — сообщил замминистра экономического развития и торговли. В сентябре будет принята программа развития кластерной политики. В рамках реструктуризации крупных заводов часть заказов планируется передать малому бизнесу.
     Предприниматели встретили заявления чиновников прохладно. “В прошлом году тоже много чего обещали, однако толком так ничего и не сделали”, — говорили после мероприятия участники форума.

“Малый бизнес уязвим и зависит от настроения чиновника”

      Вице-президент общероссийской общественной организации “Опора России” Владислав Корочкин после ежегодного форума организации рассказал корреспонденту “ЭВ” Сергею Артемову о “горячих” проблемах малого бизнеса.
     — Каким образом изменились за прошедший год проблемы малого бизнеса?
     
— Ранее самыми острыми проблемами малых предприятий (МП) были финансирование, очереди из контролеров у кассы или места торговли, особенно из МВД, налоги и коррупция. Отношения контролеров и бизнесменов зачастую все еще выстраиваются по обычной схеме: мы вам будем больше мешать, чтобы вы нам больше платили, чтобы мы вам меньше мешали. Нельзя сказать, что проблемы этого типа полностью пропали, просто они отошли на второй план. А на первое место вышли проблемы, связанные с доступом ко всем видам ресурсов, прежде всего производственным и торговым площадям. Порядка 70% предпринимателей не могут приобрести бизнес-недвижимость либо из-за высоких цен, либо из-за искусственного ограничения доступа к торгам и недостатка достоверной информации о торгах и объектах. Очень беспокоит деловых людей доступ к инфраструктуре, например подсоединение к источникам электропитания.
     — Как вы оцениваете поддержку МП в регионах?
     
— В результате нашего исследования, проведенного вместе с ВЦИОМ, самыми развитыми по инфраструктуре, емкости рынка и перспективам для МП оказались Москва, Новосибирская область и Санкт-Петербург. Очень привлекательный климат для МП создали власти Татарстана и Тамбовской области. Труднее всего вести свое небольшое дело в Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Орловской области.
     — Законы можно улучшать до бесконечности, да только не все муниципалитеты собираются их выполнять.
     
— К сожалению, много предпринимателей в силу юридической неграмотности боятся отстаивать свои права. Я знаю немало случаев, когда местная власть нагло попирает права предпринимателей, нарушает Конституцию, а те даже не жалуются. К сожалению, малый бизнес уязвим и все еще зависит от настроения чиновника.
     — И что делать предпринимателю?
     
— Самое эффективное — это идти в суд или в ФАС, если есть признаки злоупотребления доминирующим положением или налицо предоставление необоснованных преференций некоторым отдельным игрокам. Чем больше судов в регионе — тем меньше откровенной наглости чиновников по отношению к малому бизнесу.
     — Как вы изучаете мировой опыт?
     
— Мы хорошо знакомы с эффективными программами поддержки МП, опробованными в Сингапуре, Швейцарии, Великобритании, США, Норвегии. Особенно интересны проекты в части снижения арендной платы за помещения.
     — И почему они не применяются у нас?
     
— Они сегодня если и интересны, то только высшим руководителям государства. В то же время федеральный закон №31 передал поддержку малого бизнеса муниципальным образованиям. А система наполнения муниципальных бюджетов выстроена таким образом, что мэрам важнее выстроить отношение с региональным правительством, нежели помочь в развитии небольшим фирмам. То есть проще просить и договариваться о трансфертах, чем работать над необходимостью их снижения и ростом производства и выручки на вверенной территории.
     — И как ситуацию можно исправить?
     
— Мы предлагаем ввести в качестве основного критерия оценки эффективности работы как муниципальных, так и региональных и федеральных властей количество или изменение количества реально работающих и участвующих в хозяйственной конкуренции субъектов. Именно этот показатель, а отнюдь не просто доходы бюджета или механический рост заработной платы характеризует уровень социально-экономической устойчивости любой территории.


Партнеры