Прыжок человека со снежной головой

Француз преподал урок видеоарта

6 марта 2007 в 00:00, просмотров: 165
  Все рекорды на биеннале бьет Пьерик Сорен со своим “Видеопрыжком” в Центральном доме художника на Крымском Валу. Сознательно грубый и скабрезный, сознательно же мудрый и тонкий, он настоящий видеоартист, а камера в его руках подобна кисти в руках художника.
     
     Неизменное чувство юмора отличает все работы автора. Еще с детства он придумывал разные шутки и розыгрыши с переодеваниями и с тех пор, кажется, тяга его к переодеванию не знает предела. Султан и шлюха — две крайности, между которыми множество образов, и во всех персонажах виден Пьерик Сорен. Объектив камеры он направляет внутрь себя, оттого творчество мастера сокровенно. Холодный экран несет эфемерный образ, но он настолько проникнут жизнью, что на выставке не покидает ощущение постоянного диалога с автором.
     При этом месье Сорен создает новый жанр видеоарта — визуальный театр. Все действие мини-спектакля разыгрывается в ящике. В одном из таких ящиков он ставит настоящую стеклянную банку с желтой жидкостью, похожей на, извините, мочу (на маленькой сцене она выглядит огромной); маленький, но вполне осязаемый железный стульчик. В это пространство и проецируется сам маленький видео-Пьерик в образе чокнутого профессора-франкенштейнчика. На незадачливого изобретателя постоянно падает какой-то рычаг, который мешает ему беззвучно, но очень активно о чем-то рассказывать. Наконец, он проводит свой необыкновенный эксперимент, остается крайне недоволен результатом и бесится изо всех сил — слава богу, бесшумно.
     В основе выставки — контрастные видеоперформансы. Самые ранние — наиболее концептуальны и минималистичны. Например, “Пробуждение”, где каждый день в 8 утра вспыхивает яркая лампа и заспанный художник, лежа в постели, рассказывает в микрофон свои ощущения. С каждым днем недосып увеличивается — и в конце концов самоистязания прекращаются.
     Художник всю жизнь мечтал о родном брате, и мечты воплотились в образе брата-близнеца Жана Лу. С “двойником” (это, конечно, сам Сорен) играет в футбол, ест спагетти, скучает и зевает по субботам. А по соседству на 16 телевизорах он моет посуду, убирается, убаюкивает ребенка, ложится спать, снимая трусы и сверкая гениталиями. Эти эпизоды сгармонированы между собой светом, а точнее, его отсутствием (все они черно-белые) и шахматной расстановкой абсолютно одинаковых телевизоров. Художник как будто хочет рассказать побольше про себя — с иронической улыбкой он изживает свои комплексы, становясь то проституткой, то трансвеститом, то какая почти в объектив, установленный в унитазе.
     Пожалуй, самая эмоционально тонкая работа на выставке — видеодиптих с двумя персонажами. Один из них — маленький под стеклянным колпаком — активно вертится, выворачивает карманы в поисках какой-то важной вещи; второй — уже на большом экране — стоит почти неподвижно, но на его лице раздумье. В одном случае это внешняя активность при внутренней статике, в другом — за внешним спокойствием — высокое внутреннее напряжение. Но вот еще одно мгновение, и с легкой руки художника они меняются ролями — и на душе тихая улыбка.
     Пьерик Сорен не создает произведения от случая к случаю. Он погружен в творчество и постоянно генерирует идеи. Он открывает зрителю свой мир, свою душу, не геройствуя, а значит, такой он и есть, Пьерик Сорен — человек со снежной головой и танцор на виниловой пластинке.


    Партнеры