Приросший к компьютеру

“Ма, поздравь, я прошел в “Князе Тьмы” третий уровень!”

   Повернув ключ в замке, я слышала: “До Сарумана дошел, ископаемых немерено. За орков файтал, тут Фоллаут на них. Схакал…”
     Вопрос “Ты ел?” — вис в воздухе. На учебнике истории стыла чашка с чаем.
     “Не обедал, домашнее задание сделал кое-как”, — подводила я итог. А ребенок, нагибаясь перед монитором, уклонялся от стрел — гоблины атаковали. Давала отмашку: “Вырубай железо!” Сын мычал неизменное в ответ: “Щас!” С превеликим трудом я выдергивала чадо из виртуального мира.
     И это продолжалось изо дня в день.

     
     На компьютере отпрыск начал стучать раньше, чем читать. В пять лет он гонял по ямам луноход, подстреливая попутно висящих в воздухе врагов. В шесть даже “Ну, погоди!” не мог оторвать его от монитора, где шел бой с космическими пиратами. Зная, что мне нужно писать статью, он вскакивал в семь утра, чтобы забить место за клавиатурой. В семь лет буквально прирос к компьютеру.
     Пытаясь оторвать Ваню от “машины”, я притаскивала домой кипы книг про разбойников и индейцев. “Остров сокровищ” он мурыжил три недели. За каждые двадцать прочитанных страниц я раскошеливалась на брикет пломбира. “Приключения капитана Врунгеля” стоили мне трех сеансов в кино. Читать сын не пристрастился. Зато активно осваивал одну бродилку за другой.
     Думаете, я не боролась? Отдала сына в секцию самбо. Пробовала прятать мышь, блокировала систему входа паролем. Но после этого деньги, выданные на школьные обеды, стали оседать в игровых клубах и интернет-кафе...

“Подмышка стерлась”

     Только вынырнув с “побережья Меча”, Ваня понимал, что жутко хочет есть. Обгладывая куриную ногу, он совал мне наушники:
     — Послушай, какой натуральный звук у истребителя!
     — Гудит противно, — соглашалась я.
     — Ма, поздравь, в “Князе Тьмы” прошел третий уровень!
     — С такой скоростью ты осваивал бы умножение дробных чисел, — бубнила я, листая тетрадь по математике. Удивительно, примеры были сделаны без ошибок. Может, сдул с решебника?
     — Не списывал! — предвосхищал вопрос Ваня. И вдохновенно рассказывал: — Завтра один юзер даст гейм. Герой — молодой хакер, проникает в секретную зону, копирует информацию. По пятам идут киберполицейские. Визуальные эффекты — зашибись! Безграничные возможности!
     Я самоотверженно слушала. На часах девять вечера. Надо было помыть обувь, погладить чаду халат на труды, приготовить на завтра обед, дописать заметку. Вот бы где пригодились безграничные возможности...
     Пустая тарелка плюхалась на кресло, и я щелкала воображаемым хлыстом:
     — Посуду в раковину, и за английский.
     — Подмышка стерлась, — кричало чадо из кухни.
     Хватала было руку сына, но тут же “догоняла”: пришел в негодность коврик для мыши.
     К изощренному компьютерному сленгу “повелителя мира” я привыкла. Знала, что “черепашка” — это не что иное, как модем, “рояль” — клавиатура, “хинт” — совет, “таска” — задача.
     Проверяя тетрадь по истории, на последней странице напарывалась на рисунки замков и мифических фигур. Конечно, гневно восклицала: “Что это?” Сын охотно объяснял:
     — Золотые ворота в Киеве. Капитолийская волчица. А это битва лапифов с кентаврами. Это все было в “Цивилизации” и “Эпохе империй”.
     Перед сном Ваня полчаса вертел мой сотовый телефон, интересовался: “Сколько функций ты освоила на мобильнике?”
     Я честно признавалась: “Семь-восемь!” “А их у тебя 200!” — укорял меня сын, показывая, как действует встроенный диктофон.
     Когда у меня слипались глаза, он напоминал: “Не забудь проверить электронную почту”.
     И кто кого воспитывал?

“Волчье логово” улучшает реакцию

     Вечерами я жаловалась подруге Ритке:
     — Если не вытащить сына силой, он просидит за “машиной” до поздней ночи.
     — Может, станет гениальным программистом, — успокаивала она меня.
     Как же, думаю, пухлый том Рона Уайта “Как работает компьютер” скоро обрастет паутиной. Диски с программами- репетиторами год лежат нетронутыми.
     — У тебя растет мужчина, — продолжала подруга. — В жизни он не может еще быть направляющей силой. А спасая межпланетный корабль или орду орков, значительно вырастает в собственных глазах.
     Великовозрастный сын Ритки тоже частенько после работы зависает в Сети. Она терпит, потому что уверена: смена ролей полезна, происходит психологическая разгрузка.
     Вечером я уходила от подруги с тремя дисками. Вручая мне коробки, она комментировала: “Игра “Симсити” развивает математические способности, после “Волчьего логова” улучшается реакция. “Сапер” помогает тренировать логику”.
     Должен же сын что-то положительное вынести из виртуального мира!

“Они готовились к курагеддону”

     В выходной мы сидели, вспоминали с подругой, что в детстве решали головоломки и шахматные задачки. А еще играли в солдатиков: озвучивали свист пуль, стучали по столу пальцами, изображая барабанную дробь. Наши дети стали собирать паззлы и увлеклись стрелялками, бродилками, стратегией…
     Вытаскиваю с полки наугад одну из коробок с диском. Читаю:
     “Коварные пернатые давно копили силы, высиживая тысячи и тысячи яиц, создавая армию клонов. Они готовились к курагеддону, или Судному дню человечества. И вот он настал. Война за жизненное пространство началась. На вооружении человечества стоит берданка с оптикой”.
     — Вспомни “Роковые яйца” Булгакова, — пересаживала Ритка очки с переносицы на лоб. — Это же компьютерная копия книги. Мне роман в седьмом классе давали на один день. Родители оторвать не могли. Дочитывала ночью с фонариком под одеялом.
     — Мы читали запоем, но ценили и живое общение, — продолжаю гнуть свое. — А эти геймеры клубятся в чатах дни напролет. Даже настоящих имен друг друга не знают, одни ники. Спрашивают нагло у девиц про секс, те в ответ кидают гневные смайлики. Разве могут эти скобочки и точки передать мимику, жесты, интонацию, прикосновения?

“Зеленый монстр меня возбуждает!”

     В 12 лет сын завел интернет-дневник. Однажды дал прочитать написанное.
     “Смотрел “Шрека–2”. Клево! Ващееее! А Пиноккио, оказывается, носил женский трусняк!” Сыну ответила некая Мандаринка: “Зеленый монстр меня возбуждает! Млин, угар! Хорошо бы увидеть его в третьей серии голым!”
     “Что их ждет? — ужасалась я. — Любовь с первого клика? Жизнь вне тела?”
     — Компьютерный бум схож с ветрянкой, переболеют, всю зависимость как рукой снимет! — говорила уверенно Рита.
     И — чудо. Вопрос действительно решился без моего активного участия. Однажды Ваню перестали интересовать световые мечи, визжащие истребители, джедаи, силы Тьмы и Света. С другом они прошли отбор в детскую спортивную школу.
     На горизонте взошло реальное солнце. В жизни моего чада появился футбол. И в кухне, и в комнате я теперь спотыкаюсь о мячи. Письменный стол сына завален спортивными журналами, стулья — щитками и вратарскими перчатками. На стене вместо расписания уроков — календарь игр на кубок УЕФА. С утра до ночи я слышу о штрафах за неспортивное поведение, о подачах Джона Терри, участи Моуриньо и пасах Паласио.
     Компьютер теперь в полном моем распоряжении. Коробки с играми пылятся в дальнем углу шкафа. Когда в телефонной трубке стал раздаваться нежный девичий голосок, Ваня окончательно забросил и интернет-дневник...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру