Где рады звездной болезни

Чтобы сделать телескоп, нужен год

Симптомы звездной болезни: малыш зачитывается историями про инопланетян, засыпает вас вопросами о небесных Медведицах и просит купить телескоп. Значит, прямая ему дорога в кружок юных астрономов Дворца детского творчества на Воробьевых горах. Туда принимают ребят с шести лет.
     “МК” выяснил, как городских ребятишек учат считать звезды.

Обучение самых маленьких начинается с посещения планетария. Преподаватели умеют грамотно заинтересовать новичков.
     — Смотрите! Это Луна! Я вижу кратеры! — раздаются восторженные вопли малышни.
     Если в Москве погода ясная, то отлично видно все, что творится на небе. Занятия в дошкольной группе должны посещать и родители. Кто, например, поможет малышу записать домашнее задание? Но и взрослые не теряют времени зря — тоже бегут к телескопу разглядывать небесные тела...
     Шестилетки обожают игры “Оптический иллюзион” и “Астрономическое лото”. Всей группой смотрят фильмы и мультики, читают с преподавателем мифы о звездном небе. Кто такие аргонавты? Чем известен Персей? Как называли Луну наши предки — древние славяне? Воспитанники кружка даже отмечают день зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия.
     “К концу обучения в младшей группе дети должны знать созвездия и Солнечную систему, основные греко-римские и славянские мифы, историю развития астрономии, — говорит Елена Башлей, замзаведующего отделом астрономии и космонавтики, — но ребята не ограничиваются играми, стихами и загадками. Вместе с родителями они готовят презентации своих изысканий на компьютере”.

Ленточка Хрущева

Воспитанники старших групп изучают устройство телескопа, законы оптики и различные физические параметры, связанные с распространением излучения.
     А еще — астрономическую систему координат, чтобы можно было легко навести телескоп на любую точку неба: на любую галактику, комету или звезду, которая не видна простым глазом.
     — Давно прошло то время, когда астрономы просто смотрели в телескоп и наслаждались небесными видами, — говорит Анатолий Коханов, заведующий лабораторией астрономии и геофизики. — Даже дети сейчас пытаются регистрировать и обобщать полученную информацию. Ребята измеряют световые потоки, изображают астрономические объекты… Это, поверьте, нелегко. Труд астронома кропотлив: для того чтобы получить фото небесных тел, нужно долго следить за ними в телескоп — иногда по несколько часов в день.

Затмение в коробочке

Несколько раз в год дети ездят в научные экспедиции, чтобы наблюдать астрономические явления, которых в Москве не увидишь. Правда, берут в поездки не всех, а только самых-самых — тех, кто в конце года успешно сдал зачеты по теории и практике астрономического дела.
     В прошлом марте, например, юные астрономы ездили в Астраханскую область смотреть солнечное затмение. “Мы все увидели своими глазами, только иногда смотрели в бинокль, — вспоминает воспитанник лаборатории Костя Маланчев. — Мы с другом даже успели измерить изменение яркости неба и падающего света. Прибор для этого смастерили из того, что было под рукой: солнечные батарейки, вольтметр и картонная коробка”.
     16-летний Костя занимается астрономией два с половиной года. Но призовые места на профильных олимпиадах в Москве уже принесли ему первую степень (ее присуждают участникам, которые получили больше всех баллов.)
     Кружковцы собираются ехать и на следующее затмение: оно состоится 1 августа 2008-го, наблюдать его с территории России можно в Сибири.
     Каждое лето “звездные” детки отправляются на место падения Тунгусского метеорита, где тоже собирают информацию и делают свои первые открытия. А еще летом ребят вывозят в Заполярье. В теплое время года солнце там за горизонт не заходит. И его можно наблюдать круглые сутки.
     Кого же берут в астрономы? Сейчас в отделе астрономии и космонавтики занимается порядка 600 ребят. Запись проводят в начале учебного года.
     Лаборатория для младших называется “Тайны Вселенной”. Там занимаются дети до 4-го класса. Потом пора переходить в лабораторию общей астрономии (до 9-го класса). А вот в лабораторию астрофизики берут с 7-го класса. Некоторые продолжают посещать занятия, даже когда поступают на первый курс института. В общем, жестких возрастных рамок, как в школе, нет.
     Если ребенок помладше претендует на занятия со старшими, то ему необходимо пройти мини-собеседование. Например, 10-летний Яша Игнатьев занимается наравне с учениками седьмых-восьмых классов. Весной он тоже ездил в экспедицию исследовать затмение — правда, в сопровождении дедушки.

Отдел астрономии и космонавтики (он включает в себя несколько лабораторий) во Дворце на Воробьевых был открыт через год после того, как в космос полетел Гагарин. Красную ленточку перерезал сам Никита Хрущев. “Астрономы” до сих пор занимают целый этаж, у них есть свой планетарий, обсерватория и наблюдательная база за городом. Там к услугам ребят мощные телескопы, они работают бок о бок с профессиональными исследователями звездного неба.
     Кстати, в лаборатории астрофизики даже есть группа телескопостроения, в которой дети своими руками делают сложнейшую оптику. За один учебный год — один телескоп. В магазине такой прибор стоит минимум 10 тысяч рублей, а если собрать самостоятельно, то можно в тысячу рублей уложиться.