Красная метка судьбы

Российский ученый нашел причину всех болезней

  Знаете, как определить экологически неблагополучные районы в Москве? Обойти роддома и подсчитать количество новорожденных с зарождающимися патологиями. Так сделала недавно группа столичных ученых. И выяснила, что в числе самых некомфортных для человека — Северное Чертаново и Северное Тушино. В этих районах из ста процентов новорожденных по-настоящему здоровыми оказались только 20 с небольшим процентов малышей. Тайну выдала их пуповинная кровь, в которой исследователи разглядели особые маркеры болезни. Другие ученые научились определять зарождение болезни у ребенка, еще находящегося в материнской утробе. Сегодняшний выпуск “Пифагоровых штанов” посвящен этим двум методикам.
     
     Если будущему ребенку суждено погибнуть от наркотиков, стать убийцей или умереть от неизлечимой болезни, у матери на лбу появляется хорошо видимый знак — пигментное пятно. О такой “черной метке” судьбы писал в своем романе “Тавро Кассандры” Чингиз Айтматов.
     Как это часто бывает, фантастический бестселлер предвосхитил научное открытие. Своеобразное тавро, которым природа метит людей с развивающейся патологией, действительно существует! Это аномальное число особых белков в лейкоцитах нашей крови. И открыл простую формулу, которая, по мнению ряда ученых, вполне тянет на Нобелевскую премию, столичный биофизик, президент Фонда новейших медицинских и экологических технологий Владимир ПАПОНОВ. На днях он лично пожаловал в “МК”, чтобы разъяснить суть своего открытия.
     Одного донимает хронический насморк, другой корчится от дикой боли, вызванной раковыми метастазами. Неужели эти и другие хвори может что-то объединять? Многие ведущие ученые мира в течение прошлого века искали общий признак для всех болезней человека, пытались зафиксировать самый момент зарождения патологии, чтобы побороть ее еще в зародыше. Но тщетно.
     — А все потому, что они шли неверным путем, — считает Папонов. — Пытались зафиксировать начало болезней по нарушениям органов или функциональных систем, искали гормональные изменения либо ослабление иммунитета. — На самом же деле надо было искать изменения в основе основ, то есть в геноме. В России над этой проблемой работали лучшие умы. К примеру, академики РАМН Саркисов, Пальцев и Хитров написали в 1997 году отличную монографию “Общая патология человека”, которая, в числе прочих, и подтолкнула меня к открытию.
     — Но ведь и Джордж Буш громко объявил еще в 2003 году, что геном расшифрован. Значит, те же специалисты, которые участвовали в международной научной программе, могут расшифровывать и будущие патологии.
     
— Только сейчас появилась возможность молекулярно-генетическим способом выявлять именно наследственные заболевания, связанные с нарушениями в ДНК. По прогнозу той же международной программы “Геном человека”, реально определять мутации генома у отдельных новорожденных можно будет лишь к 2040 году. Я же с моими коллегами могу на основе маркеров общей патологии выявлять новорожденных и других людей не только с наследственными болезнями, но и с любыми типами приобретенных болезней.

Белковый переворот

     — В чем суть вашего метода?
     
— Мы определяем в белых клетках крови уровень содержания всего двух белковых семейств — белков с массой 53 килодальтона (53 К) и белка с массой 43 К. Эти белки и играют основную роль в защите организма от самых разных болезней. Если их количественный баланс нарушается, значит, в будущем жди появления болезни. Это и есть открытые мной маркеры общей патологии. Напоминаю: аномальное содержание белков в лейкоцитах может быть выявлено даже у человека, не имеющего пока никаких жалоб на здоровье. Но болезнь обязательно проявит себя через месяцы или годы.
     — Почему никто до вас не догадался проверить белки лейкоцитов?
     
— Проверяли очень многие. Однако традиционно все исследования количественных изменений белков при патологии отталкивались от границы нормы. А нормальными считались только здоровые доноры из числа молодых спортсменов. Их параметры и были эталоном. На то, что многие из тех здоровяков со временем заболевали раком или сердечно-сосудистыми заболеваниями, никто не обращал внимания. Нет, решил я, мы пойдем другим путем. И взял за образец явно больных людей — с синдромом Дауна. В крови “даунистов” оказался повышенный уровень белков с массой 53 килодальтона. Потом оказалось, что такой же завышенный показатель отмечается и у сердечников, и у инфицированных гриппом, у раковых больных... Затем был открыт еще один маркер — это семейство белков с массой 43 К. Они, наоборот, не дотягивали у больных до нормы.

Кровь невинных младенцев

     Это открытие надо было закрепить, и в 1991 году Папонов с коллегами отправился “на практику” в роддома. Их интересовала кровь, истекающая из пуповины новорожденных при отделении от матери. По словам ученых, отличный источник для определения уровня белков-маркеров.
     — Самое главное, никаких уколов для этого не требуется, — уточняет Папонов. — Родился младенец, врачи пуповину перерезали, а мы подставили пробирку и набрали 2 мл. Вот и все!
     И вот что выяснили ученые, обследовав более 2 тысяч новорожденных в десяти роддомах всех десяти округов Москвы по заказу городского правительства. Детей с врожденной патологией оказалось около 60 процентов, что почти на 30 процентов меньше, чем до последнего времени считала официальная медицина. Когда же цифры раскидали по районам, выяснился любопытный факт. К примеру, в Южном и Северо-Западном округах Москвы есть районы, значительно отличающиеся друг от друга по состоянию генофонда. Например, если в Южном Чертанове 60% здоровых новорожденных, то в Северном Чертанове их только 20%. Если в Южном Тушине — 65%, то в Северном Тушине — всего 22%.
     — Но в чем же причина этого?
     
— Мы специально обратились в НИИ Геоэкологии, — говорит ученый, — и там нам рассказали, что под Северным Тушином есть разлом земной коры. Из него на поверхность могут выделяться вредные газы, к примеру радон. Не исключено, что он и травил младенцев, когда те еще находились в утробе. Возможны и другие вредные воздействия на развивающийся плод.
     Но это еще что! Папонов и его коллеги составили адресные списки детей с маркерами общей патологии и выяснили еще более шокирующую взаимосвязь слабости здоровья с улицами и домами проживания семей новорожденных.
     — Мы определили несколько домов в двух округах, из которых новорожденные через одного входили в группу риска, — поясняет биофизик. — Это может говорить либо о каких-то экологически опасных предприятиях, расположенных поблизости, либо о плохом качестве материалов, из которых построены дома. Конкретные причины требуют выяснения для обеспечения безопасности населения Москвы. Однако подобные программы пока не планируются.
     — А что следует делать родителям тех деток, в крови которых обнаружен дисбаланс белков?
     
— Им я бы порекомендовал обследоваться более тщательным методом и поискать причину нарушения баланса в каком-нибудь медицинском центре. Очень часто для возвращения организма в нормальное состояние достаточно попить травки, заняться оздоровительной гимнастикой, начать закаляться. К сожалению, при обследовании, которое мы проводили в течение года в московских роддомах, нам не позволили раскрыть результаты обследования детишек их родителям. “Нет смысла зря тревожить родителей, ведь массовой системы профилактики заболеваний, позволяющей гарантированно обеспечить здоровье малышей, все равно не существует”, — ответили медики. Но мы все равно продолжали наблюдать за своими подопечными. В Российском государственном медицинском университете была подготовлена научная диссертация по результатам наблюдений за здоровьем детишек, у которых при рождении мы обнаружили неправильное соотношение белков лейкоцитов с массой 53 К и 43 К. Судя по данным, полученным в поликлиниках, почти все они отставали от сверстников по росту и весу, чаще приобретали хронические и простудные заболевания...
     Выдающийся педиатр, академик РАМН Вячеслав Таболин подписался в прошлом году под обращением к Лужкову с просьбой разрешить повторные, более массовые исследования новорожденных детей в Москве с целью получения уникальных данных о состоянии генофонда в округах и попытаться разработать систему профилактики у детей из группы риска. Положительного ответа, увы, пока не последовало. Тем временем открывателя метода настойчиво приглашают уехать за рубеж и передать иностранцам свою технологию.
     — Вы понимаете, — говорит Папонов, — я, слава богу, не нуждаюсь в деньгах и к тому же думаю помочь своей стране. Я не отказываюсь помогать всем желающим использовать мои технологии за рубежом, но хочу оставить после себя хорошую память именно в России. Ведь Россия вместе с Украиной и Белоруссией лидирует в мире по темпам вымирания населения, так что внедрение наших геномных технологий здесь нужнее.
     
     Когда еще может понадобиться исследование пуповинной крови?

     Когда ребенок начинает конфликтовать с мамой? С двух, трех лет? А вот и нет. Некоторые могут делать это, еще не родившись. И виновной в этом бывает мамина кровь с отрицательным резус-фактором. Если будущий ребенок наследует положительный папин резус, то ему будет очень непросто выжить под действием маминых антител. Ведь они воспринимают плод с другим резусом как “инородное тело” и пытаются избавиться от него. Эти “воины” обычно стремятся разрушить эритроциты крови малыша. И если тот выживет в этой схватке и все-таки родится живым (очень часты случаи самопроизвольных выкидышей), то велика вероятность развития у него гемолитической болезни. Она опасна желтухой, анемией, повреждением мозга и потерей слуха.
     Так вот, чтобы предупредить эту болезнь и вовремя принять меры предосторожности, во многих центрах добывают пуповинную кровь ребенка (пока он еще находится в животе матери), определяют ее резус-фактор и другие показатели. В случае потенциальной опасности ребенку назначают соответствующую профилактику.
     
      Зачем нужен укол в пятку?
     В рамках национального проекта “Здоровье” всех новорожденных в России подвергают скринингу — массовому обследованию на предмет выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний.
     Перед выпиской из родильного дома, то есть на 4—5-й день жизни малыша, из его пятки берется несколько капель крови на особую фильтровальную бумагу. Эта бумага с частицами крови направляется в специальную лабораторию. В основном этот способ позволяет выявлять фенилкетонурию, врожденный гипотериоз и муковисцидоз, грозящие умственной отсталостью, слепотой, карликовостью. После обнаружения в крови маркера болезни родители с новорожденным ребенком приглашаются в медико-генетическую консультацию для проведения повторного исследования крови, подтверждения диагноза и назначения лечения.

ДИАГНОЗ ИЩУТ В ПУПОВИНЕ
Обход врачей у современных детей начнется еще до рождения

     “Ваш ребенок в опасности!” Такую фразу гинекологи говорят почти каждой третьей беременной женщине, страдающей инфекционными заболеваниями. Но с некоторых пор еще и добавляют: “Но вы можете не волноваться! Мы возьмем кровь малыша на анализ и начнем лечение, пока он еще находится в утробе”. Новый метод разработали специалисты одного из ведущих акушерско-гинекологических центров столицы. И заключается он в выявлении ряда биологически активных молекул в пуповинной крови. Они подсказывают врачам, есть ли у будущего новорожденного предпосылки “подхватить” мамину инфекцию. Если такая опасность существует, активные молекулы (цитокины) меняют свою концентрацию.
     К примеру, в центр обращается женщина, перенесшая во время беременности краснуху, да еще на раннем сроке. “Это очень опасно, ребенок может родиться с врожденными уродствами, не исключен и летальный исход”, — предупреждают врачи. И если раньше таким женщинам предлагали сделать аборт, то сегодня появился шанс узнать наверняка — заражен плод или нет.
     Методика прогнозирования внутриутробной инфекции сводится к следующему. Специалисты проникают в пуповину, соединяющую маму с малышом, и берут из нее кровь младенца на анализ. Что же могут увидеть в этой крови исследователи? Определить в ней концентрацию и соотношение двух видов цитокинов — провоспалительных (способствующих воспалению) и противовоспалительных. Цитокины — это вещества белковой природы, которые вырабатываются так называемыми иммунокомпетентными клетками. Они отвечают за то, разовьется воспалительный процесс в организме или нет. Если “плохих” цитокинов оказывается больше нормы, это свидетельствует о том, что ребенок уже подхватил внутриутробную инфекцию и требует немедленного лечения. Если соотношение цитокинов нормальное — лечение скорее всего не понадобится вовсе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру