Газовая атака-2

Столичные власти снова полюбили альтернативное автотопливо

13 марта 2007 в 00:00, просмотров: 392
  Мэр Москвы Юрий Лужков решил оздоровить экологическую обстановку в городе с помощью электричества. Он предложил поощрить рублем автовладельцев, согласившихся пересесть на малогабаритные машины и электромобили, — отменить для них транспортный налог, предоставлять им бесплатные парковки и льготы на электрозаправках.
     С этого года мэрия запретила строительство АЗС, на которых не предусмотрена заправка газом. Эксперты считают, что намерения мэрии укладываются в общемировые тенденции, однако не ожидают реальных сдвигов в ближайшие 20 лет.

     
     Как заявил на заседании правительства Москвы Юрий Лужков, самым перспективным видом городского транспорта являются электромобили. “Это направление позволит получить абсолютно безопасный по экологическим стандартам двигатель с нулевым выбросом”, — отметил градоначальник. Для этого в ближайшем будущем мэрия намерена перевести часть автопарка городских предприятий на использование альтернативного моторного топлива. “Также можно перевести на электротягу почтовые машины по доставке детского питания, которые ежедневно двигаются по одному и тому же маршруту”, — добавил мэр. Одновременно со следующего года по городскому заказу, по его словам, будет закупаться автомобильная техника по экологическим характеристикам не ниже “Евро-3”.
     По мнению мэра, нужно всячески поддерживать тех граждан, которые решат пересесть на такие автомобили. Для этого он предложил на федеральном и городском уровнях дотировать гражданам покупку электромобилей, отменить для их владельцев транспортный налог, установить льготы на электрозаправках и бесплатно предоставлять им места на платных парковках в центре города. Мэрия предложила Мосгордуме по опыту европейских стран предусмотреть налоговые и страховые льготы для автолюбителей, согласившихся перейти на альтернативные виды топлива.
     “Если это сделать, то число электромобилей на наших улицах резко увеличится, и мы сможем улучшить экологическую ситуацию в городах”, — отметил градоначальник. Когда начнется электрификация муниципального транспорта, столичные власти не уточнили.
     Такой решительный курс на электричество Юрий Лужков объяснил плачевной экологической ситуацией в столичном мегаполисе. “Мы дошли до точки, зайдя за которую в городе будет невозможно жить”, — подчеркнул мэр. Его поддержал глава Департамента транспорта и связи Леонид Липсиц. По его словам, наибольший вред экологии столицы наносят грузовики и автобусы, работающие на дизельном топливе.
     Поэтому мэрия решила постепенно вытеснять с топливного рынка потребителей солярки. Помимо электричества власти сделали ставку на диметиловый эфир, обеспечивающий полное сгорание топлива и бездымный выброс. Еще год назад он стоил в два раза дороже солярки. Но ученые из Института нефтехимического синтеза РАН сбили цену диметилэфиру. Теперь он дешевле дизтоплива в 1,7 раза.
     “При использовании этого вида топлива в дизельных двигателях снижается выброс твердых частиц на 100% и оксидов азота — в 2,5—3 раза”, — отметил Липсиц. Отметим, что сейчас в городе нет стационарных АЗС, на которых можно заправиться диметиловым эфиром. К концу текущего года запланировано наладить выпуск диметилового эфира на площадке ОАО “Щекиноазот”. Водород мэрия считает опасным видом топлива, поэтому не собирается оказывать поддержку его развитию.
     Кроме того, мэрия на радость “Газпрому” будет и дальше развивать для автолюбителей “газовое” направление. В течение пяти лет планируется развернуть сеть в 36 АЗС, которые заправляются пропаном и бутаном. Эти меры, по расчетам департамента, позволят сократить загрязнение воздуха на 10—15%. Сейчас из 842 столичных автозаправок только на 36 есть возможность заправиться метаном и пропан-бутаном, из них 10 работают на МКАД.
     В мэрии разработана городская программа по снижению влияния выбросов отработавших газов от автотранспорта на окружающую среду на 2008—2010 годы. Согласно этой концепции начиная с этого года разрешение на строительство АЗС получат только те проекты, где помимо бензина предусмотрена заправка альтернативными видами топлива. Для этих целей уже выделен 41 земельный участок. Больше всего новых заправок появится в ЮВАО. Самый хороший урожай из инвестконтрактов собрали ООО “Московская инвестиционная газомоторная компания” (МИГМК, 15 АЗС, создана мэрией, “Газпромом” и “Славнефтью”) и ООО “Прайт люкс” (13 АЗС, дистрибьютор СИБУРа). Остальные земельные участки достались “Контора АГНС” (4), ООО “Юнитснабавто” (4), ЗАО “Шелл Ист Юроп” (3), ООО “Грейтек” и ООО “Мострансметан” — по одному. Подавляющее большинство инвесторов уклонились от комментариев. Как подчеркнул источник в одной из компаний, пожелавший остаться неназванным, “в Москве очень тяжело вести дела: проблемы с отводом участков, с согласованием документации, много обременений, штрафов за вырубку деревьев. Поэтому проекты теряли экономический смысл. За последние пять лет мы построили 16 газовых заправок в Московской области и только две — в столице. Надеемся, что дело сдвинулось с мертвой точки”.
     Отметим, это далеко не первая попытка столичных властей придать импульс переходу автотранспорта на альтернативные виды топлива. Однако ранее все планы по распространению сжиженного и сжатого газа потерпели фиаско. Пять лет назад правительство Москвы тоже разработало специальную программу по развитию в столице сети АЗС, на которых можно было бы заправиться метаном и бутан-пропаном. К концу 2005 года планировалось удвоить количество заправок до 75. Однако дальше слов дело не двинулось — за четыре года запустили только четыре станции. Сейчас газом заправляются в основном “бычки” муниципальных служб и “газели” небольших коммерческих компаний. Из-за неразвитости сети массовый потребитель проезжает мимо автогазонаполнительных станций (АГНС).
     Опрошенные эксперты в целом благосклонно приняли проект мэрии, однако указали на ряд подводных камней, с которыми она столкнется. Как отметил и.о. директора Российского топливного союза Григорий Сергиенко, диметиловый эфир пока не имеет в РФ официального топливного статуса, он применяется только в качестве эксперимента. “Без законодательного прорыва, стимулирующего экономическими мерами перевод транспортных средств на альтернативные виды топлива, без переоборудования систем подачи топлива в производственном масштабе все эти инициативы обречены на провал”, — подчеркнул г-н Сергиенко.
     Как считает аналитик по ТЭКу ИК “Антанта Капитал” Георгий Иванин, электрические и солнечные батареи на автомобилях, безусловно, имеют хорошие перспективы, но пока их применение из-за больших габаритов ограничено. На взгляд эксперта, наиболее перспективной альтернативой бензину является этанол, производимый из растений. Его производство, сбытовую инфраструктуру наиболее активно продвигают и в Европе, и в США. “Сейчас реальной альтернативой нефтепродуктам является газ, его стоимость дешевле на 70%, но в столице нет отлаженной сбытовой инфраструктуры. Вряд ли кто из рядовых автолюбителей будет тратить время и мотаться по Москве с целью сэкономить пару сотен рублей на заправке бака. К тому же при переходе с бензина на газ гарантия на автомобиль аннулируется”, — отметил г-н Иванин. “Намерения мэрии укладываются в общемировые тенденции, но не стоит ждать реальных сдвигов в ближайшие 20 лет”, — подытожил эксперт.


    Партнеры