Дон Жуан с оливковой кожей

Великий испанец Марио Варгас Льоса продал России свой новый роман

  “Похождения скверной девчонки” — первый в России легальный роман испанского писателя Марио Варгаса Льосы. Все предыдущие переводы были ворованные — права на Варгаса Льосу куплены лишь сейчас. Кстати, то же самое случилось с Гарсиа Маркесом, то врагом, то другом Льосы. Они писатели одного уровня и примерно одного возраста, их читает весь мир. Литературное агентство, владеющее правами обоих испанских гениев, не получило от России ни копейки, в смысле ни центима. Хотя кто у нас не читал “Сто лет одиночества” Маркеса? И вот теперь вышел роман Варгаса Льосы, который мгновенно можно перенести из современности в классику.
     
     Чем отличается великий писатель от невеликого, забавно корчащегося в забавных муках творчества? Всеохватностью. Открываешь “Похождения скверной девчонки”. Подумаешь, испанец, Перу, неужто он сумеет заинтересовать своими испанскими делами? А в книге — целый мир, целый век и целая жизнь. Разные города, люди, история, социум, боль человеческая и, конечно, любовь — все под одной обложкой. С этим романом — как в детстве; открываешь обложку, и в голове распахиваются двери в мир.
     “Похождения” — это настоящая история любви, которая водоворотом засасывает в себя все, что происходит вокруг. Она начинается с детства, и, судя по количеству страниц, можно догадаться, сколько тебе осталось до старости. Не тебе, конечно, а герою. Роман — как апельсин: круглый, закольцованный, гладкий. Всю дорогу ты его чистишь, ощущая запах и угадывая вкус. Прочтя книгу целиком, апельсин начинаешь пережевывать. Кстати говоря, написана современная история Дон Жуана в юбке! “Похождения” созданы по канонам чуть ли не XVIII века — века классических романов и всяческих похождений и жизнеописаний. Все гениальное просто и сделано из останков прошлого.
     Первая глава написана в ритме мамбо, под который главный герой Рикардо и та самая “скверная девчонка” еще детьми отплясывают на перуанских площадках. “Хэй, мамбо!” Тогда имя скверной девчонки, сногсшибательной красавицы, — Лили, и по национальности она чилийка. Когда выяснилось, что никакая она не чилийка, не иностранка, она надолго исчезла из жизни Рикардо. Казалось бы, навсегда.
     “С тех пор как я себя помню, я мечтал жить в Париже. Возможно, виной тому были мой отец и книги Поля Феваля, Жюля Верна, Александра Дюма…” И мечта героя — “умереть от старости в Париже”. Итак, Париж! В роман даже поместилось самое известное стихотворение в мире о Париже — “Под мостом Мирабо” Аполлинера. В этом городе Рикардо прошел путь, называемый жизнью.
     Второй раз прекрасная чилийка, которую Рикардо, скромный начинающий переводчик, никак не может забыть, появилась под именем “товарищ Арлетта” и под знаменем революции в Перу. “Кожа у нее была нежная и прохладная, с оливковым оттенком. Я читал ей на ухо поэму Пабло Неруды “Свадебные мотивы” и, запинаясь, нашептывал слова любви. Она же слушала меня, как внимают шуму дождя. Это была самая счастливая ночь в моей жизни”. Он называл ее скверной девчонкой, а она его — пай-мальчиком…
     Она появляется и исчезает, ни разу не признавшись ему в любви, в поисках очень богатого мужчины, пропадая на многие годы. Вокруг него бурлит жизнь, в родном Перу загибается революция, а во всем мире уже другая революция — сексуальная, кругом хиппи и свободная любовь. Только неожиданные появления скверной девчонки — закономерность. Она меняет имена, национальности, документы и мужей… Пока не становится жертвой извращенца — главы японской мафии. Ее искореженное тело лечит все тот же Рикардо. Когда она вновь исчезает, он едва не топится под тем самым мостом Мирабо:
     
     Под мостом Мирабо вечно новая Сена.
     Это наша любовь
     Для меня навсегда неизменна,
     Это горе сменяется счастьем мгновенно.
     
     Наконец, обоим под 60. Она появляется в последний раз — больная раком неизлечимо. И заканчивает жизнь на его руках.
     Каждая глава называется характеристикой какого-либо друга Рикардо — про нее ни слова. И каждая глава начинается так неожиданно и такими новыми в жизни событиями, что пальцами ощущаешь время — как оно течет и как уносит старое. Так заинтересовать довольно банальной историей любви надо суметь. Надо уметь вдохнуть в бумагу разные страны и события. Надо уметь брести по грани между сценой секса и сценой любви. Не скатиться ни разу к пошлости — самая вольная фраза романа: “Телевизор для меня — отличное слабительное”. Надо знать, что чувствует вернувшийся на родину после многих лет и сидящий возле умирающего друга. И уметь увидеть Нотр-Дам “окутанным розовой дымкой”.
     
     СПРАВКА "МК"
     Марио Варгас Льоса, перуанский писатель, род. в 1936 г. Обладатель множества престижных литературных премий. Имеет дома в Париже, Мадриде, Лиме и Лондоне. В 1990-м баллотировался на пост президента Перу, но проиграл. Его называют реальным претендентом на Нобелевскую премию. Самые известные романы из вышедших в России: “Город и псы”, “Тетушка Хулио и писака”, “Нечестивец, или Праздник Козла”, “Письма молодому романисту”. В 60-х годах в Лиме роман “Город и псы” был сожжен публично.
     
Вера КОПЫЛОВА

BOOK вально

     Игорь Симонов, “Приговоренные”
     Этот автор в литературе еще вовсе не известен, хотя про его пьесу “Небожители”, которая принята к постановке в театре “Практика”, театралы уже осведомлены. Он бизнесмен, глава известной корпорации, в литературе новичок, а новичкам, как известно, везет. Его роман “Приговоренные” недавно появился в продаже. Это очень мирная, спокойная, умная и печальная мелодрама — как главный герой, отец семейства, пытается пробиться в люди, как он потихоньку начинает писать рассказы… Как из-под ног уходит земля при известии, что его дочь изнасилована и убита. Мысль, возникающая при чтении романа: жизнь — печальная штука.
     
     “Анархия в РФ. Первая полная история русского панка”
     Составитель — известный питерский журналист и писатель Илья Стогоff. Эта книга — не только история панка и рока, это история нашей страны. Как вместе с дисками и пластинками зарубежной рок-музыки к нам медленно приходила свобода. Каким был Виктор Цой и как создавалась группа “Кино”, рассказывают ее основатели. Как зарождался стиль — косухи, булавки… Кто и как придумал название группы “Сектор газа”. И как раз за разом, стоит только выйти на улицу, юных рокеров, которым на все плевать, главное — “послушать хорошую музыку”, хватали и давали по десять суток. И что такое вообще анархия?

ЛИТ ПЕРСОНА

     Оноре де Бальзак подарил нам свой новый роман. Не бойтесь, роман пришел не из райских кущ. Просто Оноре наш Бальзак не раз писал под псевдонимом, отчего некоторые его вещи не вошли даже в собрание сочинений. Найденный роман “Столетний старец, или Два Беренгельда” — одна из ранних его вещей, загадочная, даже мистическая проза.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру