За стеклом Мурано

Нефть на биеннале исчерпала себя: пришло время стекла

16 марта 2007 в 00:00, просмотров: 344
  Что может вдохновить художника? Да что угодно! Например, целлофановые пакеты, надутые ветром. Сотни таких пакетов несутся по мостовой, вызволенные из переполненных помоек порывом ветра, и становятся участниками типичного московского “мусорного вихря”. Или другое — обледенелые машины во время заморозков. Несчастные автовладельцы отчаянно откалывают эту наледь, не подозревая, каким художественным потенциалом она обладает. Зато это понял Луко Панкрацци, почетный гость биеннале. В галерее “Зураб” знаменитый итальянец выставил свой “драгоценный” мусор, живопись-невидимку и видео-перформанс, который можно назвать “Ледяная щетина”.
     
     Для передачи изящества, которое Луко Панкрацци увидел в разноцветных пакетах, он взял один из самых изящных материалов на земле — стекло Мурано.
     Еще в Средние века на острове Мурано в Венеции научились делать самое легкое стекло. Его получали, добавляя соду в стеклянную массу. Огромные вазы затейливых форм стали почти невесомыми, и слава муранского, а по-другому — венецианского стекла разнеслась по всему миру. Монархи Европы с удовольствием дарили друг другу прозрачные корабли, дворцы и другие диковинки, весившие как одноразовый пластиковый стаканчик.
     Возможно, подобная ассоциация возникла у Луко Панкрацци, когда он задумал сделать скульптурные объекты, похожие на хозяйственные сумки и полиэтиленовые пакеты. Каждый объект наполнен воздухом, и кажется, будто пакеты разлетелись по залам и трепещут на ветру. При создании работ художник использовал принцип контраста: всю эту мишуру он выполнил из благородного венецианского стекла.
     Художник нарядил автомобиль в стеклянные осколки, похожие на льдинки. На главной видеоинсталляции эта машина щеголяет своим “блестящим” нарядом по улицам Москвы и в конце концов останавливается у входа в галерею. В дни открытия это чудо тюнинга стояло прямо у входа на выставку, где самое необычное — это все-таки живопись.
     Она неожиданна по двум пунктам. Во-первых, три больших живописных полотна неожиданны в этом царстве стекла и льда. Во-вторых, это картины-невидимки: с первого взгляда кажется, будто их нет, один голый холст — и ничего больше. Потом картинка проявляется — и получается интересный эффект, похожий на сильно высветленную негативную пленку, живопись белым по белому. Огромные картины создают ощущение полета в изображаемом пространстве. Гипнотическая сила объясняется хитрой техникой исполнения. Вероятно, весь холст сначала был покрыт белым акрилом, а потом краску частично соскоблили в соответствии с рисунком — и получилось почти декоративное полотно. Японская утонченность ощущается в каждом изгибе изображаемых ветвей прекрасного дерева, и настоящей японской загадкой остается название выставки “1:1”…



Партнеры