Рассказ черной кляксы

Что видят психологи в детских рисунках

16 марта 2007 в 00:00, просмотров: 1710
   — Мой сын постоянно рисует драки, бандитов и оторванные головы, — сокрушается мама 6-летнего малыша.
     — В дочкином альбоме — сплошной черный и серый, какие-то кости, черепа, ни одной яркой краски, — переживают родители пятиклассницы.
     Конечно, чтобы полностью разобраться в проблемах ребенка, недостаточно только взглянуть на его художества. И тем не менее специалисты выделяют некоторые общие принципы оценки детского творчества, по которым можно определять “болевые точки”.
     Что могут рассказать рисунки о характере и эмоциональном состоянии? В каких случаях стоит бить тревогу? В этом мы попытались разобраться вместе с детским психологом Ириной МЛОДИК.

     
     СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ. Марина, 29 лет: “Мой восьмилетний мальчик часто болел, мы постоянно ходили по врачам, выслушивали разные предположительные диагнозы и прогнозы. Я переживала по поводу здоровья Мити, но его психическое состояние не вызывало особых волнений. Ну, может быть, немного более замкнутый и серьезный, чем сверстники...
     Тревогу забила школьный психолог. Она обратила внимание на то, что на своих рисунках сын постоянно изображал смерть с косой, могильные кресты и черные кляксы. Психолог предположила, что у Мити развился страх перед смертью. После серьезного разговора выяснилось, что он действительно очень болезненно относится к словам, которые слышал от врачей, и считал, что может скоро умереть. Нам с мужем пришлось долго объяснять ему, что это совсем не так. Я постарались вести беседы с докторами в отсутствие Мити, не обсуждать при нем его здоровье с близкими, переключать внимание сына на другие темы. Уже через полгода сын стал куда более жизнерадостным и общительным, а вскоре нарисовал яркими красками картину “Золотая осень”!”
     — Характер некоторых детей по рисунку виден уже в раннем детстве, — уверена Ирина Млодик. — Например, такая черта, как мнительность, может быть присуща даже самым маленьким. И с ней обязательно надо бороться — своим позитивным отношением к жизни, убеждением, что и жизнь ребенка обязательно сложится наилучшим образом. Иначе малыш вполне может превратиться в маленького мрачного старичка.
     Детские рисунки помогают выявить и другие свойства характера. Например, малыш, который постоянно вылезает за границы фигуры, когда ее закрашивает, как правило, и в жизни постоянно нарушает границы дозволенного. То есть плохо воспринимает родительские запреты, пытается заполнить собой все окружающее пространство.
     А прерывистая линия рисунка, по словам специалистов, говорит о неуверенности в себе и тревожности. Чем четче линии, тем более самодостаточен и развит малыш. Важен и размер картинки по отношению к листу бумаги: чем крупнее рисунок, тем выше самооценка у вашего чада. Очень важно, что выбирает ребенок для рисования: краски, фломастеры или простой карандаш. Тихие и скромные дети чаще хватаются за черные и серые карандаши и шариковые ручки. Эмоциональные и подвижные ребята обычно предпочитают яркие краски и фломастеры.

“Цветом агрессии может стать и оранжевый”

     СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ. Олег, 45 лет: “Рисунки нашего старшего сына никогда не вызывал тревоги. Да, он любил изображать батальные сцены, танки — так на то он и мальчик. А вот младший приводит в замешательство. Он рисует моря крови, каких-то упырей…”
     — Нередко художества малыша приводят родителей в настоящий шок, — соглашается психолог. — А что вы хотите? По телевизору сейчас непрерывно показывают боевики и ужастики, а родители зачастую совершенно не следят за тем, что смотрят их дети. А на это обязательно надо обращать внимание. Телевидение и жестокие компьютерные игры могут серьезно сказаться на психике.
     Но не всегда так страшен черт, как его малюют. Поговорите спокойно с малышом, выясните, что конкретно он хотел сказать своим рисунком. Часто оказывается: это лишь временное эмоциональное состояние. Многие родители переживают, когда дети чересчур увлекаются черными и ярко-алыми красками, считая, что эти цвета символизируют мрачное отношение к жизни и агрессию. Но это не всегда так. У всех детей разное отношение к цветам, и если ребенок любит темные краски — это еще не значит, что он воспринимает все вокруг в черном цвете. Для некоторых малышей символом агрессии, например, может стать не традиционный красный, а зеленый или оранжевый цвет. В любом случае грамотно разобраться в проблемах ребенка сможет только специалист — ведь для этого нужно не только разглядывать детские художества, но и беседовать с их авторами.

Не ругайте кособокий дом

     СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ. Екатерина, 34 года: “Моя дочь Майя всегда очень хорошо рисовала, особенно здорово ей удавались пейзажи и натюрморты гуашевыми красками. Мы с мужем отдали ее в кружок рисования, чтобы она развивала свои данные. Естественно, я гордилась успехами дочери и часто дарила ее произведения друзьям и знакомым. А потом Майя вдруг наотрез отказалась рисовать. Только периодически чертила на бумаге карандашом и линейкой какие-то странные фигуры. Да и в общении стала замкнутой и скрытной. После консультации у специалиста выяснилось, что из-за излишнего моего внимания к ее творчеству у дочери возникло ощущение, что ее любят только за картинки, и она специально стала рисовать то, что нам с мужем не нравилось. Теперь я очень осторожно отношусь к ее рисункам и стараюсь поменьше обсуждать их — и с нею, и с другими”.
     — Никогда не стоит излишне расхваливать рисунки своих чад и раздаривать произведения ребенка всем встречным-поперечным, — утверждает Ирина Млодик. — Это может привести к негативным психологическим последствиям. Для любого ребенка рисунок — очень личная, интимная вещь, через него он как будто открывает свою душу.
     По той же самой причине ни в коем случае не следует и критиковать детское творчество. Очень часто мамы и папы упрекают свое чадо: “Что это ты дом такой кособокий нарисовал?” — или: “Почему на твоей картинке у мамы зеленые волосы и кривое лицо?” Подобные высказывания могут привести к тому, что ребенок вообще перестанет рисовать и потеряет возможность самовыражаться. Или будет пытаться рисовать не то, что ему хочется, а то, что должно понравиться маме и папе. А это будет мешать его развитию, потому что чужие штампы заменят спонтанное творчество.
     Необходимо помнить, что для ребенка рисунок — прежде всего средство самовыражения, возможность выплеснуть свои негативные и позитивные эмоции. В детдомах, например, брошенные ребята очень часто изображают на листе маму и папу и тем самым помогают себе пережить одиночество...

Бант на хвосте

     В последние годы появилось множество тестов для определения характера, эмоционального состояния и отношения к близким ребенка с помощью рисунков. Для подобных исследований детей просят прямо в кабинете у специалистов нарисовать картину на заданную тему. Среди прочих у психологов наиболее популярны два теста.
     “Несуществующее животное”. Ребенка просят нарисовать его на белом листе бумаги.
     Оценка результата. Чем больше рисунок по размеру и чем ближе он расположен к верхнему краю, тем ребенок увереннее в себе. Если голова животного — анфас, значит, вашему малышу комфортно в том мире, которые вы ему созданы, если повернута влево — он живет воспоминаниями о прошлом, а вправо — мечтами о будущем. Чем больше у вымышленного зверя глаза, тем сильнее у ребенка страх перед жизнью.
     Большой рот говорит о чрезмерной болтливости, а маленький — о сдержанности и замкнутости. Если на рисунке много острых углов — рога, клыки, шипы, скорее всего, автор имеет определенную склонность к агрессии. А если животное разукрашено бантиками и цветочками, юный художник любит играть на публику и всячески демонстрировать себя. Дети рисуют животное с крыльями? Они больше живут фантазиями, чем реальностью. Раскинутые в стороны лапы животного говорят об открытости ребенка, а сжатые вместе — наоборот, о замкнутости.
     “Моя семья”. Малышу предлагают нарисовать свою семью так, как он себе ее представляет.
     Оценка результата. Тревожным знаком можно считать отсутствие на картинке одного из членов семьи. Например, если ребенок не стал рисовать своего маленького брата или сестренку — возможно, он ревнует к нему родителей и стремится отстоять свое право на их любовь. Если на рисунке нет самого автора, значит, малыш чувствует себя отверженным, ненужным в семье. Когда появляется вымышленный член семьи, это также значит, что ребенку не хватает родительской любви. Размер людей на картинке говорит об их значимости в жизни малыша.
     Место расположения самого “художника” на рисунке отражает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, значит — ощущает себя нужным в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных — это признак ревности или неблагополучия. Любимыми цветами дети рисует самых близких членов семьи и себя, а нелюбимые, мрачные цвета достаются людям, к которым малыш относится с недоверием.


Партнеры